СВОБОДА
ПЕЧАТИ И
СОЦИАЛЬНАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЖУРНАЛИСТИКИ
С.В.
Архипов
Курс
лекций и
практические
занятия
ВВЕДЕНИЕ
Для
того, чтобы
студенты
могли быть
активными
гражданами
своей страны
они должны обладать
научными
знаниями о
роли прессы в
обществе, т.к.
СМИ это не
только
основа
любого государства,
но также и
ключевой
фактор в долгосрочном
развитии.
В
конце ХХ века
многие
народы
создали демократические
республики,
гарантирующие
свободу
печати,
однако
некоторые
правительства
исключили её
из числа
демократических
ценностей .
Ситуация
начала меняться
в связи с
быстрым
развитием
технологии
коммуникаций.
Национальные
границы перестали
быть
препятствием
для потока
новостей,
поэтому
консервативным
правительствам
стало все труднее
держать
журналистов
под постоянным
контролем.
После
падения
Берлинской
стены в 1989 демократические
страны стали
активно формировать
новые
условия для
развития
свободной
печати. Эти
усилия привели
к различной
степени
успеха. В
условиях
отсутствия
сдержек и
противовесов,
характерных
для зрелой
демократии,
внезапное
освобождение
прессы из под
контроля создало
в странах с
переходной
экономикой вакуум,
который
постарались
заполнить
своим присутствием
различные
силы, чтобы
использовать
средства
массовой
информации
(СМИ) в своих
интересах.
Политические
и
технологические
новации
привели к
расширению
возможностей
для
журналистов,
однако в
новых
условиях
появились и
ранее
неизвестные
проблемы. Популярные
журналы и
газеты
потеряли финансовую
стабильность.
Во многих
странах
резко
сократилось
число газет,
ТВ и
радиопрограмм.
ЦЕЛИ И
ЗАДАЧИ КУРСА
Целью
предлагаемого
курса
является
попытка
научить
студентов
глубоко
разбираться
в проблемах
современной
журналистики.
В ходе лекций
и
практических
занятий они должны
выяснить,
почему
лидеры
некоторых демократических
государств
часто
используют
старые
методы
управления
прессой? Почему
некоторые
правительства
демонстрируют
нежелание
предоставить
равный доступ
к
радиочастотам
частным
станциям и
предпринимают
шаги для
того, чтобы
ограничить
общение с
публикой тем,
кто выражает
несогласие с
официальной
политикой?
Справедливы
ли
утверждения
о возрождении
экономической
цензуры,
ограничивающей
ресурсы
газетам и журналам?
Подтверждаются
ли факты
финансового
давления на
демократические
СМИ?
Одно
из
направлений
курса – это
исследование
того, как СМИ
реагируют на
давление со
стороны, как
журналисты
борятся за
аудиторию,
как часто они
обновляют
дизайн и
содержание,
насколько
успешно СМИ
конкурируют
новейшими
средствами
коммуникации
и, особенно, с
Интернетом.
Основная
задача курса
- рассмотреть
роль и значение
свободы
печати и
социальной
ответственности
журналистики.
Планируется сделать
обзор
разнообразных
определений
свободы
печати,
проанализировать,
насколько
эти
определения
соответствуют
российским
условиям. В
ходе занятий
должен быть
дан анализ
конфликтов
между ценностями,
связанными
со свободой
печати и такими,
как
секретность,
частная
жизнь граждан,
безопасность,
авторское
право и цензура.
В курсе
должны найти
отражение и
проблемы,
связанные с
технологическими
новациями в
сфере
коммуникации.
ТРЕБОВАНИЯ
Приобретение
широкого
круга знаний
о свободе
печати и
социальной
ответственности
журналистики
предполагает,
что студенты
должны освоить
рекомендованную
литературу
для чтения. Требования
по изучению
курса
заключаются
не только в
том, чтобы
приобщить
студентов к
знаниям, но и
в том, чтобы
попытаться
развить их
риторические
навыки и
выработать
готовность
применять
новые способности
в дебатах.
После
завершения
изучения
курса
студенты
должны уметь
самостоятельно
анализировать
профессиональный,
юридический,
этический и
экономический
контекст, из
которого
вытекают
понятия
свободы
печати и социальной
отвественности
журналистики.
При этом они
должны
толерантно
относиться к
точкам зрения
не только
сторонников,
но и
противников
свободы
печати. Для
этого они
должны знать
наиболее
распространенные
концепции и
определения
свободы
печати и
социальной
ответственности
журналистики,
начиная от возникновения
этих понятий
вплоть до их
современного
состояния, а
также
уровень
научной
разработанности
данной
проблемы.
В
конечном
итоге все
студенты
должны обладать
глубокми
знаниями об
исторических,
философских,
политических,
культурных и
юридических
аспектах
деятельности
СМИ. Они
должны
полностью
выполнить
учебный план,
который
включает
задания для
чтения,
работу в
группах,
письменную работу,
устную
презентацию,
обсуждение
текущих
проблем, а
также
успешно
пройти промежуточную
аттестацию и
сдать
заключительный
экзамен.
Выполнив
каждое из
учебных
заданий, студенты
должны, с
одной
стороны,
расширить свои
знания, а с
другой,
развить
способности и
готовность
аргументированно
отстаивать
свою точку
зрения в
полемике с
теми, кто с
ними не
согласен.
Каждый
преподаватель
может
использовать
книгу
и
примерный
учебный план для
преподавания
данной
дисциплины,
расширив или
сократив
курс по
своему усмотрению.