SWITCH TO ENGLISH

 

СВОБОДА ПЕЧАТИ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

С.В. Архипов

 

 

Курс лекций и практические занятия

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для того, чтобы студенты могли быть активными гражданами своей страны они должны обладать научными знаниями о роли прессы в обществе, т.к. СМИ это не только основа любого государства, но также и ключевой фактор в долгосрочном развитии.

 

В конце ХХ века многие народы создали демократические республики, гарантирующие свободу печати, однако некоторые правительства исключили её из числа демократических ценностей . Ситуация начала меняться в связи с быстрым развитием технологии коммуникаций. Национальные границы перестали быть препятствием для потока новостей, поэтому консервативным правительствам стало все труднее держать журналистов под постоянным контролем.

 

После падения Берлинской стены в 1989 демократические страны стали активно формировать новые условия для развития свободной печати. Эти усилия привели к различной степени успеха. В условиях отсутствия сдержек и противовесов, характерных для зрелой демократии, внезапное освобождение прессы из под контроля создало в странах с переходной экономикой вакуум, который постарались заполнить своим присутствием различные силы, чтобы использовать средства массовой информации (СМИ) в своих интересах.

 

Политические и технологические новации привели к расширению возможностей для журналистов, однако в новых условиях появились и ранее неизвестные проблемы. Популярные журналы и газеты потеряли финансовую стабильность. Во многих странах резко сократилось число газет, ТВ и радиопрограмм.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Целью предлагаемого курса является попытка научить студентов глубоко разбираться в проблемах современной журналистики. В ходе лекций и практических занятий они должны выяснить, почему лидеры некоторых демократических государств часто используют старые методы управления прессой? Почему некоторые правительства демонстрируют нежелание предоставить равный доступ к радиочастотам частным станциям и предпринимают шаги для того, чтобы ограничить общение с публикой тем, кто выражает несогласие с официальной политикой? Справедливы ли утверждения о возрождении экономической цензуры, ограничивающей ресурсы газетам и журналам? Подтверждаются ли факты финансового давления на демократические СМИ?

 

Одно из направлений курса это исследование того, как СМИ реагируют на давление со стороны, как журналисты борятся за аудиторию, как часто они обновляют дизайн и содержание, насколько успешно СМИ конкурируют новейшими средствами коммуникации и, особенно, с Интернетом.

 

Основная задача курса - рассмотреть роль и значение свободы печати и социальной ответственности журналистики. Планируется сделать обзор разнообразных определений свободы печати, проанализировать, насколько эти определения соответствуют российским условиям. В ходе занятий должен быть дан анализ конфликтов между ценностями, связанными со свободой печати и такими, как секретность, частная жизнь граждан, безопасность, авторское право и цензура. В курсе должны найти отражение и проблемы, связанные с технологическими новациями в сфере коммуникации.

 

ТРЕБОВАНИЯ

 

Приобретение широкого круга знаний о свободе печати и социальной ответственности журналистики предполагает, что студенты должны освоить рекомендованную литературу для чтения. Требования по изучению курса заключаются не только в том, чтобы приобщить студентов к знаниям, но и в том, чтобы попытаться развить их риторические навыки и выработать готовность применять новые способности в дебатах.

 

После завершения изучения курса студенты должны уметь самостоятельно анализировать профессиональный, юридический, этический и экономический контекст, из которого вытекают понятия свободы печати и социальной отвественности журналистики. При этом они должны толерантно относиться к точкам зрения не только сторонников, но и противников свободы печати. Для этого они должны знать наиболее распространенные концепции и определения свободы печати и социальной ответственности журналистики, начиная от возникновения этих понятий вплоть до их современного состояния, а также уровень научной разработанности данной проблемы.

 

В конечном итоге все студенты должны обладать глубокми знаниями об исторических, философских, политических, культурных и юридических аспектах деятельности СМИ. Они должны полностью выполнить учебный план, который включает задания для чтения, работу в группах, письменную работу, устную презентацию, обсуждение текущих проблем, а также успешно пройти промежуточную аттестацию и сдать заключительный экзамен. Выполнив каждое из учебных заданий, студенты должны, с одной стороны, расширить свои знания, а с другой, развить способности и готовность аргументированно отстаивать свою точку зрения в полемике с теми, кто с ними не согласен.

Каждый преподаватель может использовать книгу и примерный учебный план для преподавания данной дисциплины, расширив или сократив курс по своему усмотрению.

 

 

 

 

 

H

 

 

 

Hosted by uCoz