SWITCH TO ENGLISH

 

СВОБОДА ПЕЧАТИ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

С.В. Архипов

 

 

Курс лекций и практические занятия

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для того, чтобы студенты могли быть активными гражданами своей страны они должны обладать научными знаниями о роли прессы в обществе, т.к. СМИ это не только основа любого государства, но также и ключевой фактор в долгосрочном развитии.

 

В конце ХХ века многие народы создали демократические республики, гарантирующие свободу печати, однако некоторые правительства исключили её из числа демократических ценностей . Ситуация начала меняться в связи с быстрым развитием технологии коммуникаций. Национальные границы перестали быть препятствием для потока новостей, поэтому консервативным правительствам стало все труднее держать журналистов под постоянным контролем.

 

После  падения Берлинской стены в 1989 демократические страны стали активно формировать новые условия для развития свободной печати. Эти усилия привели к различной степени успеха. В условиях отсутствия сдержек и противовесов, характерных для зрелой демократии, внезапное освобождение прессы из под контроля создало в странах с переходной экономикой вакуум, который постарались заполнить своим присутствием различные силы, чтобы использовать средства массовой информации (СМИ) в своих интересах.

 

Политические и технологические новации привели к расширению возможностей для журналистов, однако в новых условиях появились и ранее неизвестные проблемы. Популярные журналы и газеты потеряли финансовую стабильность. Во многих странах резко сократилось число газет, ТВ и радиопрограмм.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Целью предлагаемого курса является попытка научить студентов глубоко разбираться в проблемах современной журналистики. В ходе лекций и практических занятий они должны выяснить, почему лидеры некоторых демократических государств часто используют старые методы управления прессой? Почему некоторые правительства демонстрируют нежелание предоставить равный доступ к радиочастотам частным станциям и предпринимают шаги для того, чтобы ограничить общение с публикой тем, кто выражает несогласие с официальной политикой? Справедливы ли утверждения о возрождении экономической цензуры,  ограничивающей ресурсы  газетам и журналам? Подтверждаются ли факты финансового давления на демократические СМИ?

 

Одно из направлений курса – это исследование того, как СМИ реагируют на давление со стороны, как журналисты борятся за аудиторию, как часто они обновляют дизайн и содержание, насколько успешно СМИ конкурируют новейшими средствами коммуникации и, особенно, с Интернетом.

 

Основная задача курса - рассмотреть роль и значение свободы печати и социальной ответственности журналистики. Планируется сделать обзор разнообразных определений свободы печати, проанализировать, насколько эти определения соответствуют российским условиям. В ходе занятий должен быть дан анализ конфликтов между ценностями, связанными со свободой печати и такими, как секретность, частная жизнь граждан, безопасность, авторское право и цензура. В курсе должны найти отражение и проблемы, связанные с технологическими новациями в сфере коммуникации.

 

ТРЕБОВАНИЯ

 

Приобретение широкого круга знаний о свободе печати и социальной ответственности журналистики предполагает, что студенты должны освоить рекомендованную литературу для чтения. Требования по изучению курса  заключаются не только в том, чтобы приобщить студентов к знаниям, но и в том, чтобы попытаться развить их риторические навыки и выработать готовность применять новые способности в дебатах.

 

После завершения изучения курса студенты должны уметь самостоятельно анализировать профессиональный, юридический, этический и экономический контекст, из которого вытекают понятия свободы печати и социальной отвественности журналистики. При этом они должны толерантно относиться к точкам зрения не только сторонников, но и противников свободы печати. Для этого они должны знать наиболее распространенные концепции и определения свободы печати и социальной ответственности журналистики, начиная от возникновения этих понятий вплоть до их современного состояния, а также уровень научной разработанности данной проблемы.

 

В конечном итоге все студенты должны обладать глубокми знаниями об исторических, философских, политических, культурных и юридических аспектах деятельности СМИ. Они должны полностью выполнить учебный план, который включает задания для чтения, работу в группах, письменную работу, устную презентацию, обсуждение текущих проблем, а также успешно пройти промежуточную аттестацию и сдать заключительный экзамен. Выполнив каждое из учебных заданий, студенты должны, с одной стороны, расширить свои знания, а с другой, развить способности и готовность аргументированно отстаивать свою точку зрения в полемике с теми, кто с ними не согласен. 

 

Каждый преподаватель может использовать книгу и  примерный учебный план   для преподавания данной дисциплины, расширив или сократив курс по своему усмотрению.

 

 

 

 

 

H

 

 

 

Hosted by uCoz