М.Т. Гутиева

 

Героическое в поэзии Г.Плиева и принципы его художественного воплощения

 

Г.Плиев постоянно обращается к гуманистической мысли человечества, рассматривающей героическое как одну из важнейших духовных ценностей, сформировавшуюся в борьбе народов за свободу и независимость, за социальную справедливость.

Анализ категории героического в интерпретации поэта дает возможность выделить те концептуальные идеи, которые были восприняты положительно в процессе социокультурного развития человечества и нашли впоследствии воплощение в художественном творчестве поэта – участника Великой Отечественной войны.

Как исследует Г.Плиев, героическое – это нравственно-эстетическая категория, отражающая явления социальной жизни, основывающаяся на нравственно совершенных связях личности с обществом.

Сущностью героического является способность субъекта к особой форме самовыражения, которая характеризуется готовностью к совершению или совершением значительных по своему общественному звучанию действий, отвечающих потребностям исторического развития, прогрессивным гуманистическим идеалам. Сущность героического, проявляясь как одна из форм и закономерностей исторического процесса, находит свое выражение в действии, направленном на утверждение передового общественного идеала, ставшего личным.

Критерий героического в художественной трактовке Г.Плиева состоит в соответствии целенаправленной, активной, самоотверженной борьбы масс или личности объективным законам общественного развития, общественному прогрессу, когда общественная потребность выступает как необходимость, объективная закономерность, получающая коллективную или индивидуальную форму выражения.

Героическое в художественной трактовке поэта сложное, многообразное общественное явление, содержание которого определяется следующими факторами:

– объективными – характером исторической эпохи, классовой сущностью общественных идеалов, национальными особенностями героических характеров, массовой или индивидуальной формой проявления;

– субъективными, связанными с духовным началом личности, с наиболее полным духовным и физическим напряжением сил, способностей, высоконравственных качеств, лучших свойств личности, проявляющихся в экстремальных обстоятельствах.

Содержание героического, как его раскрывает Г.Плиев в образной системе своего художественного творчества, зависит от того, насколько устойчива связь прогрессивных мотивов, духовного начала и практической деятельности масс или индивидов. Именно в содержании героического начала находит свое воплощение наиболее полное духовное и физическое напряжение сил, способностей, высоконравственных качеств, лучших свойств личности, проявляющихся в экстремальных обстоятельствах, т.е. способность к подвигу и его свершение.

Специфика героического как особого общественного феномена, богатство и многообразие его нравственно-эстетического содержания находят свое конкретное воплощение в художественном образе, являющемся способом и формой освоения и преобразования действительности в искусстве, всеобщей категорией художественного творчества.

Опираясь на классическое понимание специфики формирования образа в сознании человека, поэт в соответствии со своими эстетическими взглядами, рассматривает сущность образа не только как отражение и осмысление существующей действительности, но и как создание нового, небывалого, вымышленного мира, который, объективируясь, возвращается к действительности, как ее активное преображение, как новая эстетическая действительность.

Именно художественный образ в творчестве поэта дает возможность воссоздать общее, особенное и единичное героического начала эпохи Великой Отечественной войны, через типическое и индивидуальное воплотить в формах самой жизни героические характеры и обстоятельства.

Философско-эстетический и художественно-эстетический анализ произведений Г.Плиева дает возможность показать, как воссоздаются яркие индивидуальные характеры участников Великой Отечественной войны, в которых отражены единичные, личностные качества человека, обусловленные его жизненным опытом, воспитанием, своеобразием характера. Поэт в то же время раскрывает общее в них: это героические характеры, выражающие такие сущностные черты, как патриотизм, чувство ответственности за судьбу Отечества и за свои поступки, нравственную активность, способность во имя идеалов социализма и гуманизма совершить героический поступок, подвиг, а если это необходимо, то и отдать жизнь за общее дело – победу над фашизмом. Синтез этих объективных качеств героической личности и художественно изображенной индивидуальности создает особую эстетическую выразительность героического характера в литературе.

Критерий особенного находит свое художественное воплощение в понятии типа, дающего возможность поэту – участнику войны обобщить и воспроизвести в своих произведениях наиболее общее, характерное в своих героях, показать их как представителей определенной социальной среды, сражающегося советского народа. Отличительная черта этих персонажей – единство героического и гуманистического, взаимодействие двух важнейших качеств всего воюющего народа и каждого воина – героизма и человечности, выделенных как концептуальная особенность героической личности.

Следует подчеркнуть особую роль единства героического и гуманистического как типической черты образа войны в контексте современного взгляда на драматизм и противоречия истории предвоенного и военного времени, вызванные к жизни объективными и субъективными обстоятельствами периода культа личности, когда деформация социализма, административно-бюрократические методы руководства, подавление демократии, репрессии привели к дегуманизации жизни, дегуманизации сознания многих, в том числе и ранее честных революционеров (1). В этой атмосфере недоверия и подозрений, усиливающихся в военные годы, особое значение приобрела сущностная особенность героической личности, воссозданной поэтом: умение остаться человеком в бесчеловечных обстоятельствах; именно так проявляют себя.

Критерий единичного позволяет воспринять образ в литературном произведении как определенное живое лицо. Поэзия Г.Плиева о войне воссоздает яркие индивидуальные характеры, в которых отражены единичные, личностные качества человека, обусловленные конкретными жизненными реалиями. Синтез общих объективных качеств героической личности и художественно изображенной индивидуальности создает особую эстетическую выразительность героического характера в его поэзии о Великой Отечественной войне.

Именно в художественном образе войны находит свое воплощение один из основополагающих законов реалистического искусства – единство содержания и формы как средство раскрытия героического начала. Содержанию современной "военной" темы – изображению человека в бесчеловечных обстоятельствах войны, этических субъектов поступка и этико-социальных отношений между ними.

Философско-этический и литературоведческий анализ произведений раскрывает роль художественной формы (композиции, сюжета, конфликта и т.д.) в образном воплощении специфики героического начала, изображении формирования и проявления героического характера в экстремальных обстоятельствах войны (2) Так, единство сущностного, содержательного начала и художественной формы, являющегося выражением активного целостного отношения автора к содержанию, дает возможность поэту воссоздать героическое начало в изображении войны, героическую личность, героические и трагические обстоятельства, в которых она действует. Именно в этой взаимосвязи героического и трагического состоит специфика образа войны в поэзии Г. Плиева.

Своеобразие героического как особого общественного феномена, богатство и многообразие его нравственно-эстетического содержания находят свое конкретное воплощение в художественном методе, содержании и образной структуре произведений поэта – участника Великой Отечественной войны. Именно героическое является определяющим началом, организующим содержательно-формальные элементы произведений поэта. Героическое начало обуславливает глубину проникновения в противоречивые процессы эпохи 30-х – 40-х годов, правдивость художественного воссоздания типических героев войны и типических обстоятельств военной действительности, образного воплощения концепции героической личности как центральной фигуры повествования, как героя-борца, показанного с позиций гуманистического нравственно-эстетического идеала.

Сущность героического начала определяет и своеобразие художественного метода, который находит воплощение в поэзии Г.Плиева – реализма, основанного на диалектическом анализе и художественном воплощении правды исторической действительности, соотнесении процессов героического прошлого с тенденциями общественного развития, с проблемами настоящего, что позволяет "военной" прозе внести свой ощутимый вклад в борьбу за мир, за общечеловеческие ценности.

Героическое начало во многом определяет и идейную позицию поэта, его способность открыто и страстно защищать идеи прогресса, перспектив его развития. Г.Плиев наделил своих героев теми политическими и нравственными понятиями, являющимися критериями их нравственного кодекса периода войны, в основе которого – героическое служение Отчизне.

Авторская позиция участника события, осознающего ценностный смысл совершающегося, – конститутивный момент художественного своеобразия героического начала в поэзии Г.Плиева.

Определяя специфику художественного воплощения героического начала в его творчестве следует, прежде всего, обратить внимание на такую особенность, как личностный характер изображения, обусловленный во многом этико-биографическим опытом автора.

Поэт привнес в осетинскую литературу свое видение войны, основанное на собственном военном опыте, особый вид эмоционально-оценочных отношений, нашедших воплощение в образной системе произведения. Мировоззрение, нравственный кодекс «юношей 41 года» (А. Ада­мович) в известной степени сформировались под влиянием «чувства войны» (Л.Генатулин), включающего сложный комплекс переживаний, мыслей, ощущений, рожденных в «предельных» ситуациях военной действительности. Именно это обстоятельство определило их способность передать, всю накаленную атмосферу войны, ее "болевые точки", ее нерв и ее колоссальное человеческое напряжение, что обретались в бою…..

  Участие в войне породило глубочайшее чувство ответственности за жизнь вообще, как общечеловеческую, вселенскую ценность. В тоже время война дала понимание подвига как способности "преодолевать самого себя", осознав ценность своей жизни, преодолеть страх смерти, пойти на самопожертвование во имя родины и народа. Война дала глубину постижения человеческой души, через мироощущение которой дается оценка происходящего, мысль, четко сформулированная Г.Баклановым: "Что может быть локальнее одной человеческой жизни, а ничего значительнее, чем человек, в литературе не было и нет. И нет иного способа исследования эпохи, как исследование человеческой души» (3).

Личностное и в то же время общее, народное отношение к военной действительности легло в основу художественных образов, созданных Г.Плиевым, ибо авторское отношение – конститутивный момент образа  (4), представляющего собой конкретно-чувственное отражение  действительности.

Произведения о войне, написанные на основе только лишь документов, воспоминаний и т.д., авторами, не имеющими личностного военного опыта, возможны и существуют, но это, говоря словами В. Астафьева, "другая война", у ее авторов – иные нравственные ориентиры, они лишены неповторимых, глубоко индивидуальных переживаний, нашедших выражение в нерасторжимой слитности писателя и его героев, в судьбах которых отразилась судьба поколения.

Отличительная особенность художественного воспроизведения Великой Отечественной войны – изображение героического характера, героической судьбы, героического подвига, выявление специфики героического, его этико-эстетической сущности. Бесконечно разнообразно воплощение героического в образах – характерах, находящихся в центре внимания автора «военной» темы, что обусловлено как противоречивой сложностью и многообразием действительности, так и своеобразием личностного этико-биографи­ческого опыта, творческой индивидуальностью художника. Героический характер изображается в произведениях поэта как социально и нравственно активная личность, действующая во имя гуманистических идеалов в обстоятельствах антигуманной действительности. Героическое начало воплощается как проявление нравственно-совершенного качества связей личности с обществом и героизм как конкретное его воплощение в подвиге, раскрывающем глубинную сущность человека, "поставленного, – как говорит Бондарев, – на грань «или-или» в момент самой высокой и тяжелой проверки на человечность» (5 )  Ценно также то, что истина в освещении войны, трансформирующаяся в художественную правду, – основной критерий в оценке сущностных свойств образа войны, созданного в поэзии Г.Плиева

 

Литература

 

 1. Волкогонов Д. Триумф и трагедия. М.,1989. 

 

2. Лавренюк Н. Героическое : подвиг и  свершение //Филосовско-эстетические  основы  метода  соцреализма. М.,1983.

 

 3. Бакланов Г. Собр.соч. в 4-х томах. Т. 4 М.,1985.

  

4. Советский энциклопедический словарь. М.,Советская энцикклопе дия, 1989.

 

5. Бондарев Ю. Поиск  истины. М.,1979    

 

 

 

Hosted by uCoz