М.Т. Гутиева
Героическое в поэзии Г.Плиева и принципы его
художественного воплощения
Г.Плиев постоянно обращается к гуманистической мысли человечества, рассматривающей героическое как одну из важнейших духовных ценностей, сформировавшуюся в борьбе народов за свободу и независимость, за социальную справедливость.
Анализ категории
героического в интерпретации поэта дает возможность выделить те концептуальные
идеи, которые были восприняты положительно в процессе социокультурного развития
человечества и нашли впоследствии воплощение в художественном творчестве поэта
– участника Великой Отечественной войны.
Как исследует Г.Плиев,
героическое – это нравственно-эстетическая категория, отражающая явления
социальной жизни, основывающаяся на нравственно совершенных связях личности с
обществом.
Сущностью героического
является способность субъекта к особой форме самовыражения, которая
характеризуется готовностью к совершению или совершением значительных по своему
общественному звучанию действий, отвечающих потребностям исторического
развития, прогрессивным гуманистическим идеалам. Сущность героического,
проявляясь как одна из форм и закономерностей исторического процесса, находит
свое выражение в действии, направленном на утверждение передового общественного
идеала, ставшего личным.
Критерий героического в
художественной трактовке Г.Плиева состоит в соответствии целенаправленной,
активной, самоотверженной борьбы масс или личности объективным законам
общественного развития, общественному прогрессу, когда общественная потребность
выступает как необходимость, объективная закономерность, получающая
коллективную или индивидуальную форму выражения.
Героическое в художественной трактовке
поэта сложное, многообразное общественное явление, содержание которого
определяется следующими факторами:
– объективными – характером исторической
эпохи, классовой сущностью общественных идеалов, национальными особенностями
героических характеров, массовой или индивидуальной формой проявления;
– субъективными, связанными с духовным
началом личности, с наиболее полным духовным и физическим напряжением сил,
способностей, высоконравственных качеств, лучших свойств личности,
проявляющихся в экстремальных обстоятельствах.
Содержание героического, как его
раскрывает Г.Плиев в образной системе своего художественного творчества,
зависит от того, насколько устойчива связь прогрессивных мотивов, духовного
начала и практической деятельности масс или индивидов. Именно в содержании
героического начала находит свое воплощение наиболее полное духовное и
физическое напряжение сил, способностей, высоконравственных качеств, лучших
свойств личности, проявляющихся в экстремальных обстоятельствах, т.е.
способность к подвигу и его свершение.
Специфика героического как особого
общественного феномена, богатство и многообразие его нравственно-эстетического
содержания находят свое конкретное воплощение в художественном образе,
являющемся способом и формой освоения и преобразования действительности в
искусстве, всеобщей категорией художественного творчества.
Опираясь на классическое понимание
специфики формирования образа в сознании человека, поэт в соответствии со
своими эстетическими взглядами, рассматривает сущность образа не только как
отражение и осмысление существующей действительности, но и как создание нового,
небывалого, вымышленного мира, который, объективируясь, возвращается к
действительности, как ее активное преображение, как новая эстетическая
действительность.
Именно художественный образ в творчестве
поэта дает возможность воссоздать общее, особенное и единичное героического начала эпохи Великой
Отечественной войны, через типическое и индивидуальное воплотить в формах самой
жизни героические характеры и обстоятельства.
Философско-эстетический и
художественно-эстетический анализ произведений Г.Плиева дает возможность
показать, как воссоздаются яркие индивидуальные характеры участников Великой
Отечественной войны, в которых отражены единичные, личностные качества
человека, обусловленные его жизненным опытом, воспитанием, своеобразием
характера. Поэт в то же время раскрывает общее в них: это героические
характеры, выражающие такие сущностные черты, как патриотизм, чувство
ответственности за судьбу Отечества и за свои поступки, нравственную
активность, способность во имя идеалов социализма и гуманизма совершить
героический поступок, подвиг, а если это необходимо, то и отдать жизнь за общее
дело – победу над фашизмом. Синтез этих объективных качеств героической
личности и художественно изображенной индивидуальности создает особую
эстетическую выразительность героического характера в литературе.
Критерий особенного находит свое
художественное воплощение в понятии типа, дающего возможность поэту – участнику
войны обобщить и воспроизвести в своих произведениях наиболее общее,
характерное в своих героях, показать их как представителей определенной
социальной среды, сражающегося советского народа. Отличительная черта этих
персонажей – единство героического и гуманистического, взаимодействие двух
важнейших качеств всего воюющего народа и каждого воина – героизма и
человечности, выделенных как концептуальная особенность героической личности.
Следует подчеркнуть особую роль единства
героического и гуманистического как типической черты образа войны в контексте
современного взгляда на драматизм и противоречия истории предвоенного и
военного времени, вызванные к жизни объективными и субъективными
обстоятельствами периода культа личности, когда деформация социализма,
административно-бюрократические методы руководства, подавление демократии,
репрессии привели к дегуманизации жизни, дегуманизации сознания многих, в том
числе и ранее честных революционеров (1). В этой атмосфере недоверия и
подозрений, усиливающихся в военные годы, особое значение приобрела сущностная
особенность героической личности, воссозданной поэтом: умение остаться
человеком в бесчеловечных обстоятельствах; именно так проявляют себя.
Критерий единичного позволяет воспринять образ в литературном
произведении как определенное живое лицо. Поэзия Г.Плиева о войне воссоздает
яркие индивидуальные характеры, в которых отражены единичные, личностные
качества человека, обусловленные конкретными жизненными реалиями. Синтез общих
объективных качеств героической личности и художественно изображенной
индивидуальности создает особую эстетическую выразительность героического
характера в его поэзии о Великой Отечественной войне.
Именно в художественном образе войны находит свое воплощение один
из основополагающих законов реалистического искусства – единство содержания и
формы как средство раскрытия героического начала. Содержанию современной
"военной" темы – изображению человека в бесчеловечных обстоятельствах
войны, этических субъектов поступка и этико-социальных отношений между ними.
Философско-этический и
литературоведческий анализ произведений раскрывает роль художественной формы
(композиции, сюжета, конфликта и т.д.) в образном воплощении специфики
героического начала, изображении формирования и проявления героического
характера в экстремальных обстоятельствах войны (2) Так, единство сущностного,
содержательного начала и художественной формы, являющегося выражением активного
целостного отношения автора к содержанию, дает возможность поэту воссоздать
героическое начало в изображении войны, героическую личность, героические и
трагические обстоятельства, в которых она действует. Именно в этой взаимосвязи
героического и трагического состоит специфика образа войны в поэзии Г. Плиева.
Своеобразие героического как особого
общественного феномена, богатство и многообразие его нравственно-эстетического содержания
находят свое конкретное
воплощение в художественном методе, содержании и образной структуре
произведений поэта – участника Великой Отечественной войны. Именно героическое
является определяющим началом, организующим содержательно-формальные элементы
произведений поэта. Героическое начало обуславливает глубину проникновения в
противоречивые процессы эпохи 30-х – 40-х годов, правдивость художественного
воссоздания типических героев войны и типических обстоятельств военной
действительности, образного воплощения концепции героической личности как
центральной фигуры повествования, как героя-борца, показанного с позиций
гуманистического нравственно-эстетического идеала.
Сущность героического начала определяет и своеобразие художественного метода, который находит воплощение в поэзии Г.Плиева – реализма, основанного на диалектическом анализе и художественном воплощении правды исторической действительности, соотнесении процессов героического прошлого с тенденциями общественного развития, с проблемами настоящего, что позволяет "военной" прозе внести свой ощутимый вклад в борьбу за мир, за общечеловеческие ценности.
Героическое начало во многом определяет
и идейную позицию поэта, его способность открыто и страстно защищать идеи
прогресса, перспектив его развития. Г.Плиев наделил своих героев теми
политическими и нравственными понятиями,
являющимися критериями их нравственного кодекса периода войны, в основе
которого – героическое служение Отчизне.
Авторская позиция участника события, осознающего ценностный смысл совершающегося, – конститутивный момент художественного своеобразия героического начала в поэзии Г.Плиева.
Определяя специфику художественного
воплощения героического начала в его творчестве следует, прежде всего, обратить
внимание на такую особенность, как личностный характер изображения,
обусловленный во многом этико-биографическим опытом автора.
Поэт привнес в осетинскую литературу свое видение войны, основанное на собственном
военном опыте, особый вид эмоционально-оценочных отношений, нашедших воплощение
в образной системе произведения. Мировоззрение, нравственный кодекс «юношей 41
года» (А. Адамович) в известной степени сформировались под влиянием «чувства
войны» (Л.Генатулин), включающего сложный комплекс переживаний, мыслей,
ощущений, рожденных в «предельных» ситуациях военной действительности. Именно
это обстоятельство определило их
способность передать, всю накаленную атмосферу войны, ее "болевые точки", ее нерв и ее
колоссальное человеческое напряжение, что обретались в бою…..
Участие в войне породило глубочайшее чувство
ответственности за жизнь вообще, как общечеловеческую, вселенскую ценность. В
тоже время война дала понимание подвига как способности "преодолевать
самого себя", осознав ценность своей жизни, преодолеть страх смерти, пойти
на самопожертвование во имя родины и народа. Война дала глубину постижения
человеческой души, через
мироощущение которой дается оценка происходящего, мысль, четко сформулированная
Г.Баклановым: "Что может быть локальнее одной человеческой жизни, а ничего
значительнее, чем человек, в литературе не было и нет. И нет иного способа
исследования эпохи, как исследование человеческой души» (3).
Личностное
и в то же время общее, народное отношение к военной
действительности легло в основу художественных образов, созданных Г.Плиевым,
ибо авторское отношение – конститутивный момент образа (4), представляющего собой конкретно-чувственное
отражение действительности.
Произведения о войне, написанные на
основе только лишь документов, воспоминаний и т.д., авторами, не имеющими
личностного военного опыта, возможны и существуют, но это, говоря словами В.
Астафьева, "другая война", у ее авторов – иные нравственные
ориентиры, они лишены неповторимых,
глубоко индивидуальных переживаний, нашедших выражение в нерасторжимой
слитности писателя и его героев, в судьбах которых отразилась судьба поколения.
Отличительная особенность художественного
воспроизведения Великой Отечественной войны – изображение героического
характера, героической судьбы, героического подвига, выявление
специфики героического, его этико-эстетической сущности. Бесконечно разнообразно воплощение героического
в образах – характерах, находящихся в центре внимания автора «военной» темы, что
обусловлено как
противоречивой сложностью и многообразием действительности, так и своеобразием
личностного этико-биографического опыта, творческой индивидуальностью
художника. Героический характер изображается в произведениях поэта как
социально и нравственно активная личность, действующая во имя гуманистических
идеалов в обстоятельствах антигуманной действительности. Героическое начало воплощается
как проявление нравственно-совершенного качества связей личности с обществом и
героизм как конкретное его воплощение в подвиге, раскрывающем глубинную
сущность человека, "поставленного, – как говорит Бондарев, – на грань
«или-или» в момент самой высокой и тяжелой проверки на человечность» (5 ) Ценно также то, что истина в освещении войны,
трансформирующаяся в художественную правду, – основной критерий в оценке
сущностных свойств образа войны, созданного в поэзии Г.Плиева
1. Волкогонов
Д. Триумф и трагедия. М.,1989.
2. Лавренюк
Н. Героическое : подвиг и свершение
//Филосовско-эстетические основы метода
соцреализма. М.,1983.
3. Бакланов Г. Собр.соч. в 4-х томах. Т. 4 М.,1985.
4. Советский энциклопедический словарь. М.,Советская
энцикклопе дия, 1989.
5. Бондарев Ю. Поиск истины. М.,1979