Н.А. Оганесянц

 

Педагогический дизайн и информационно-коммуникационные технологии по специальности PR.

 

                                                              

 

         Мероприятия, проводимые в рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия» 2002-2010 гг., направлены на развитие стратегии и тактики внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс. Педагогический дизайн по применению ИКТ по специальности PR является авторскими разработками кафедры массовых коммуникаций  во Владикавказском институте экономики, управления и права.

Словосочетание «педагогический дизайн» (англ. instructional design) сравнительно нечасто используется в российских академических кругах. Мы употребляем термин «педагогический дизайн» для обозначения процесса, предусматривающего применение принципов высокопрофессионального преподавания в разработке, реализации и оценке методов учебной работы (instructional strategies) по применению информационных технологий в подготовке современного специалиста.  Отличительная черта дизайна – конструктивизм (пригодность для решения практических проблем).

Важнейшие задачи, выполняемые в рамках педагогического дизайна, включают:

- анализ целевой аудитории,

-  структурирование содержания и выбор средств обучения,

- анализ компетенций  и оценка эффективности.

Эффективное освоение потенциала ИКТ опирается  на положение, что обучение работе с ИКТ является частью содержания образования и фактором социализации в современном обществе. Возникает проблема влияния ИКТ на качество формирования не только профессиональной, но и социальной компетентности личности. В области педагогического дизайна по специальности PR можно выделить следующие аспекты: философия информационного общества, коммуникативистика в профессиональной информационной деятельности и техническая эстетика.

Глубину общетеоретической подготовки специалиста PR определяют понимание социальных и экономических концепций постиндустриального развития мирового сообщества. Виртуальная коммуникация в эпоху Интернет является очередным скачком таких качественных изменений, как  расширение культурного фона коммуникации и возможностей социализации и профессионализации. Таким образом, объектом педагогического дизайна является интернетизация социально-культурной и профессиональной сферы. В первую очередь влияние информационных технологий на PR заключается в существенном расширении каналов PR.

 Интернет коммуникация включает социальный, информационный, технический, психологический компоненты. Если вопросы технологической составляющих образовательной среды довольно широко рассматриваются, то методологический вопрос обучения компьютерно-опосредованной коммуникации (computer-mediated communication) практически разработан недостаточно. Однако информационно-сетевая культура служит ядром профессиональной деятельности, обусловленной характером и уровнем развития ИКТ.

Коммуникация на основе веб-технологии должна формировать представление по этичному коммуникативному и межкультурному общению. Успешность межкультурной коммуникации зависит прежде всего от владения языковым кодом. Языковая картина мира детерминирована культурой и представляет познавательную деятельность различных групп людей, обусловленную историческими, географическими и культурными условиями. Понятие языковой картины мира восходит к идеям В. фон Гумбольдта о внутренней форме языка и американской этнолингвистики, в частности гипотезе лингвистической относительности Сепира – Уорфа о том, что язык является основой картины мира, которая складывается у каждого человека.

Интернет дает уникальную возможность пользоваться аутентичными источниками и общаться в мультикультурной среде.  Виртуальная коммуникация характеризуется прагматикой удобства и простоты, где экономия усилий достигается максимальным редуцированием, а графическая информация используется для передачи эмоционального сегмента сообщения. Соответственно одним из направлений подготовки специалиста PR является лингвистика виртуальной коммуникации и телекоммуникационный деловой этикет. Изучению нетикета (netiquette) посвящены практические занятия по сетевой коммуникации. Сетевой этикет - это базовые правила, регулирующие обмен сообщениями по электронной почте, стилистику сетевой коммуникации в чате и конференциях и правила написания публикуемых текстов в Интернет.

 Коммуникационная роль специалиста по связям с общественностью в Интернет состоит в управлении имиджем и мониторинге репутации фирмы, анализе и коррекции медиа-образа, позиционировании в информационном поле. Производство товарной информации составляет суть специальности PR. Две ключевых характеристики современных технологий PR в Интернет - мультимедийность и интерактивность. Мультимедийность предполагает комплексное использование всех органов чувств человека для эффективности усвоения PR информации.  Интерактивность позволяет получать обратную связь и адекватно анализировать сложившуюся ситуацию.

В ходе занятий исследуются особенности технологий формирования информационного пространства кампании, таких как самопрезентация, маркетинг и реклама в Интернет. Предрасположенность пользователей Интернета к получению информации предоставляет прекрасную возможность применения механизма таргетинга — воздействия на целевую аудиторию. Даже если компания не проводит PR-мероприятий в Интернете, упоминание о компании или ее услуг в Интернет-СМИ, обсуждение в веб-конференциях создает PR-бэкграунд (фон), который может быть как положительным, так и отрицательным.

Чаще всего под понятием «паблик рилейшнз в сети Интернет» понимаются следующие виды деятельности:

1.    Создание и поддержание веб-сайта

2.    Взаимодействие со СМИ в Интернете.

3.    Мониторинг веб-форумов и участие в них.

4.    Создание событий и их освещение.

Наличие корпоративного веб-сайта сегодня является необходимостью для формированию имиджа организации. Специалист PR должен владеть приемами анализа информационного поля компании и маркетинговыми методами в Интернет. С точки зрения маркетинга веб-сайт — это набор информационных блоков и инструментов для взаимодействия с целевой аудиторией.

Веб-сайт представляет особую форму социального конструирования в виде доминирования специфического типа коммуникации – демонстративного. Конструирование адресата в коммерческих сайтах опирается на постулаты успешной деловой коммуникации по структурированию текста и дизайна. Пользователи ценят  прежде всего контент — информационное наполнение сайта. Информация, представленная на веб-сайте, должна быть в определенной степени уникальной, чтобы привлечь внимание, но не носить излишне рекламный, навязчивый характер. Дизайн сайта призван обеспечивать максимальное удобство в использовании. Текст на «домашней странице» знакомит посетителя не с продукцией фирмы, а с ее сервером.

Веб-технология сайта основана на идее гипертекста как способа организации информации. В развитии теории гипертекста в качестве отправной точки используется идея М. Маклюэна об электронных средствах массовой коммуникации, положивших конец господству культуры линейного текста. Интернет является воплощением идеи гипертекстуальности, в которой неотъемлемыми характеристиками текстовой среды являются цитатность, структура гиперссылок, безграничность, деперсонализация автора.

Специалист по PR должен владеть общей стратегией сайта в области гиперссылок. Технически этот анализ осуществляется с помощью получения формулировок и типовых конструкций для поисковых  запросов. Здесь разработчикам сайта приходится решать лингвистическую задачу - умение работать с титульными фразами и описаниями.

С целью улучшить свою позицию в результатах поиска вебмастера применяют ряд технических приемов дешевой раскрутки и "накручивания" поискового робота. Это явление называется спамом поисковых систем или спамдексингом (от spam + indexing). Типовым приемом спамдексинга стала так называемая "накачка" - искусственное завышение частот нужных слов на странице. Считается спамом размещение входных страниц (doorways) на бесплатных хостингах со списком ключевых слов и автоматическим перебрасыванием на сайт (редиректом), а также разные страницы (cloaking) для поисковиков и пользователей.

 

Раскрутка сайта — это важнейший процесс в Интернете. Продвижение компании с помощью сайта включает бесплатную индексацию и ранжирование сервера компании в поисковых системах и каталогах и покупку рекламы на сервере. Поисковые системы и каталоги обычно предлагают следующие возможности по размещению рекламы:

- баннеры (картинка);

-текстовые блоки, ссылки (контекстная реклама);

- промо-сайты и коллажи;

- размещение прайс-листов, статей.

В ходе практических занятий студенты отделения PR знакомятся с возможностями программы Macromedia Flash для создания рекламных продуктов. Баннеры могут быть анимированные, снабженные движущимися изображениями, и не анимированными, содержащие статические изображения и текст.  Стоимость зависит от популярности поисковой системы, размера и расположения баннера (сверху или снизу страницы). Цена баннера на первой странице сервера www.rambler.ru, имеющей более 36 000 посетителей в день, составляет 270$ в день. Размещение текстовых блоков с гиперссылкой на сайт рекламодателя стоит в полтора-два раза дешевле. Навязчивыми формами рекламы являются Interstitials (рекламная вставка во весь экран браузера, которая появляется перед загрузкой самого сайта) и байрики (всплывающие окошки).

 

Баннерные сети служат для осуществления взаимораскрутки сайтов-участников данной системы. Сотрудничество специалистов PR с баннерными сетями целесообразно, т.к. они предоставляют развитую систему сервиса, в которую входит оперативное изменение настроек рекламной кампании и статистика о ходе ее развития. Наличие такой отчетности позволяет перераспределять бюджет PR кампании в зависимости от достигаемого эффекта рекламы. В настоящее время в русскоязычном секторе Интернет лидируют следующие баннерные сети: InterReklama, RLE (Russian Link Exchange), RB2, RB1, Reklama.Ru.

Подготовка к умению работать с сетевыми специализированными сообществами, новостными агентствами, форумами on-line и службами Интернет мониторинга развивает информационную культуру конкурентно способного профессионала PR.

 

Литература

 

1.    Кондратенко Н.Е., Треждо Л.Н. Инновационные модели и технологии обучения в контексте задач реформирования образования.// Инновации в образовании, № 4, 2002

2.    Землянова Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная реальность. // Вестник Московского Университета, серия Журналистика, № 6, 2002

3.    Беляева Т. Проблемы использования Интернета как инструмента PR в современной России.// Маркетинг в России и за рубежом, № 1, 2003

4.    Дейнекин Т.В. Комплексный метод оценки эффективности интернет-рекламы в коммерческих организацциях. // Маркетинг в России и за рубежом, № 2, 2003

5.    Сидорчук Р. Корпоративный Web-сайт.// Маркетинг, № 3, 2001

 

 

      

 

 

 

Hosted by uCoz