Н.А. Оганесянц
Педагогический
дизайн и информационно-коммуникационные технологии по специальности PR.
Мероприятия, проводимые в рамках реализации федеральной
целевой программы «Электронная Россия» 2002-2010 гг.,
направлены на развитие стратегии и тактики внедрения
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс.
Педагогический дизайн по применению ИКТ по специальности PR является авторскими разработками кафедры массовых
коммуникаций во Владикавказском
институте экономики, управления и права.
Словосочетание
«педагогический дизайн» (англ. instructional
design) сравнительно нечасто используется в российских академических
кругах. Мы употребляем термин «педагогический дизайн» для обозначения процесса,
предусматривающего применение принципов высокопрофессионального преподавания в
разработке, реализации и оценке методов учебной работы (instructional
strategies) по применению информационных технологий в подготовке современного
специалиста. Отличительная черта
дизайна – конструктивизм (пригодность для решения практических проблем).
Важнейшие
задачи, выполняемые в рамках педагогического дизайна, включают:
- анализ целевой аудитории,
- структурирование содержания и выбор средств обучения,
-
анализ компетенций и оценка
эффективности.
Эффективное освоение
потенциала ИКТ опирается на положение,
что обучение работе с ИКТ является частью содержания образования и фактором
социализации в современном обществе. Возникает проблема влияния ИКТ на качество
формирования не только профессиональной, но и социальной компетентности
личности. В области педагогического дизайна по специальности PR можно выделить следующие аспекты: философия
информационного общества, коммуникативистика в профессиональной информационной
деятельности и техническая эстетика.
Глубину
общетеоретической подготовки специалиста PR определяют понимание социальных и экономических
концепций постиндустриального развития мирового сообщества. Виртуальная
коммуникация в эпоху Интернет является очередным скачком таких качественных
изменений, как расширение культурного
фона коммуникации и возможностей социализации и профессионализации. Таким
образом, объектом педагогического дизайна является интернетизация
социально-культурной и профессиональной сферы. В первую очередь влияние
информационных технологий на PR заключается в существенном расширении каналов
PR.
Интернет коммуникация включает социальный,
информационный, технический, психологический компоненты. Если вопросы
технологической составляющих образовательной среды довольно широко
рассматриваются, то методологический вопрос обучения компьютерно-опосредованной
коммуникации (computer-mediated communication) практически разработан
недостаточно. Однако информационно-сетевая культура служит ядром
профессиональной деятельности, обусловленной характером и уровнем развития ИКТ.
Коммуникация
на основе веб-технологии должна формировать представление по этичному
коммуникативному и межкультурному общению. Успешность межкультурной
коммуникации зависит прежде всего от владения языковым кодом. Языковая картина
мира детерминирована культурой и представляет познавательную деятельность
различных групп людей, обусловленную историческими, географическими и
культурными условиями. Понятие языковой картины мира восходит к идеям В. фон
Гумбольдта о внутренней форме языка и американской этнолингвистики, в частности
гипотезе лингвистической относительности Сепира – Уорфа о том, что язык является
основой картины мира, которая складывается у каждого человека.
Интернет
дает уникальную возможность пользоваться аутентичными источниками и общаться в
мультикультурной среде. Виртуальная
коммуникация характеризуется прагматикой удобства и простоты, где экономия
усилий достигается максимальным редуцированием, а графическая информация
используется для передачи эмоционального сегмента сообщения. Соответственно
одним из направлений подготовки специалиста PR является лингвистика виртуальной коммуникации и телекоммуникационный
деловой этикет. Изучению нетикета (netiquette) посвящены практические занятия
по сетевой коммуникации. Сетевой этикет - это базовые правила, регулирующие
обмен сообщениями по электронной почте, стилистику сетевой коммуникации в чате
и конференциях и правила написания публикуемых текстов в Интернет.
Коммуникационная роль специалиста по связям с
общественностью в Интернет состоит в управлении имиджем и мониторинге репутации
фирмы, анализе и коррекции медиа-образа, позиционировании в информационном
поле. Производство товарной информации составляет суть специальности PR. Две ключевых характеристики современных технологий
PR в Интернет - мультимедийность и интерактивность. Мультимедийность
предполагает комплексное использование всех органов чувств человека для
эффективности усвоения PR информации.
Интерактивность позволяет получать обратную связь и адекватно
анализировать сложившуюся ситуацию.
В ходе занятий исследуются
особенности технологий формирования информационного пространства кампании,
таких как самопрезентация, маркетинг и реклама в Интернет. Предрасположенность
пользователей Интернета к получению информации предоставляет прекрасную
возможность применения механизма таргетинга — воздействия на целевую аудиторию.
Даже если компания не проводит PR-мероприятий в Интернете, упоминание о
компании или ее услуг в Интернет-СМИ, обсуждение в веб-конференциях создает
PR-бэкграунд (фон), который может быть как положительным, так и отрицательным.
Чаще всего под понятием «паблик
рилейшнз в сети Интернет» понимаются следующие виды деятельности:
1. Создание
и поддержание веб-сайта
2. Взаимодействие
со СМИ в Интернете.
3. Мониторинг
веб-форумов и участие в них.
4. Создание
событий и их освещение.
Наличие корпоративного веб-сайта
сегодня является необходимостью для формированию имиджа организации. Специалист
PR должен владеть приемами
анализа информационного поля компании и маркетинговыми методами в Интернет. С
точки зрения маркетинга веб-сайт
— это набор информационных блоков и инструментов для взаимодействия с целевой
аудиторией.
Веб-сайт
представляет особую форму социального конструирования в виде доминирования
специфического типа коммуникации – демонстративного. Конструирование адресата в
коммерческих сайтах опирается на постулаты успешной деловой коммуникации по
структурированию текста и дизайна. Пользователи ценят прежде всего контент — информационное наполнение сайта.
Информация, представленная на веб-сайте, должна быть в определенной степени
уникальной, чтобы привлечь внимание, но не носить излишне рекламный, навязчивый
характер. Дизайн сайта призван обеспечивать максимальное удобство в
использовании. Текст на «домашней странице» знакомит посетителя не с продукцией
фирмы, а с ее сервером.
Веб-технология
сайта основана на идее гипертекста как способа организации информации. В
развитии теории гипертекста в качестве отправной точки используется идея М.
Маклюэна об электронных средствах массовой коммуникации, положивших конец
господству культуры линейного текста. Интернет является воплощением идеи гипертекстуальности, в которой
неотъемлемыми характеристиками текстовой среды являются цитатность, структура
гиперссылок, безграничность, деперсонализация автора.
Специалист
по PR должен владеть общей
стратегией сайта в области гиперссылок. Технически этот анализ осуществляется с
помощью получения формулировок и типовых конструкций для поисковых запросов. Здесь разработчикам сайта
приходится решать лингвистическую задачу - умение работать с титульными фразами
и описаниями.
С целью
улучшить свою позицию в результатах поиска вебмастера применяют ряд технических
приемов дешевой раскрутки и "накручивания" поискового робота. Это
явление называется спамом поисковых систем или спамдексингом (от spam +
indexing). Типовым приемом спамдексинга стала так называемая "накачка"
- искусственное завышение частот нужных слов на странице. Считается спамом
размещение входных страниц (doorways) на бесплатных хостингах со списком
ключевых слов и автоматическим перебрасыванием на сайт (редиректом), а также
разные страницы (cloaking) для поисковиков и пользователей.
Раскрутка
сайта — это важнейший процесс в Интернете. Продвижение компании с помощью сайта
включает бесплатную индексацию и ранжирование сервера компании в поисковых
системах и каталогах и покупку рекламы на сервере. Поисковые системы и каталоги
обычно предлагают следующие возможности по размещению рекламы:
- баннеры (картинка);
-текстовые блоки, ссылки
(контекстная реклама);
-
промо-сайты и коллажи;
-
размещение прайс-листов, статей.
В ходе
практических занятий студенты отделения PR знакомятся с возможностями программы Macromedia Flash для создания рекламных
продуктов. Баннеры могут быть анимированные, снабженные движущимися
изображениями, и не анимированными, содержащие статические изображения и
текст. Стоимость зависит от популярности
поисковой системы, размера и расположения баннера (сверху или снизу страницы).
Цена баннера на первой странице сервера www.rambler.ru, имеющей более 36 000
посетителей в день, составляет 270$ в день. Размещение текстовых блоков с
гиперссылкой на сайт рекламодателя стоит в полтора-два раза дешевле.
Навязчивыми формами рекламы являются Interstitials (рекламная вставка во весь
экран браузера, которая появляется перед загрузкой самого сайта) и байрики
(всплывающие окошки).
Баннерные
сети служат для осуществления взаимораскрутки сайтов-участников данной системы.
Сотрудничество специалистов PR с
баннерными сетями целесообразно, т.к. они предоставляют развитую систему
сервиса, в которую входит оперативное изменение настроек рекламной кампании и
статистика о ходе ее развития. Наличие такой отчетности позволяет
перераспределять бюджет PR кампании
в зависимости от достигаемого эффекта рекламы. В настоящее время в
русскоязычном секторе Интернет лидируют следующие баннерные сети: InterReklama,
RLE (Russian Link Exchange), RB2, RB1, Reklama.Ru.
Подготовка
к умению работать с сетевыми специализированными сообществами, новостными
агентствами, форумами on-line и службами Интернет мониторинга
развивает информационную культуру конкурентно способного профессионала PR.
Литература
1.
Кондратенко Н.Е., Треждо Л.Н. Инновационные модели и
технологии обучения в контексте задач реформирования образования.// Инновации в
образовании, № 4, 2002
2.
Землянова Л.М. Сетевое общество, информационализм и
виртуальная реальность. // Вестник Московского Университета, серия
Журналистика, № 6, 2002
3.
Беляева Т. Проблемы использования Интернета как инструмента
PR в современной России.//
Маркетинг в России и за рубежом, № 1, 2003
4.
Дейнекин Т.В. Комплексный метод оценки эффективности
интернет-рекламы в коммерческих организацциях. // Маркетинг в России и за
рубежом, № 2, 2003
5.
Сидорчук Р. Корпоративный Web-сайт.// Маркетинг, № 3, 2001