Ю.Д. Каражаев

 

Номологичность вариаций  универсальной  миропорождающей  модели (структуры)  в онтологии и герменевтике языка

 

I.                       Миропорождающая модель (структура) с принципом «инобытийности» носит  номологический  и универсальный характер: «Ничто» как онтологическая  категория есть инобытие «нечто», «нечто» – инобытие «в себе бытия», а это последнее – инобытие инобытия, и обратно, т.е. справо-налево.  

Трансцендентность, иерархизированность, интенциональность/ векторальность, номологичность, универсальность, тернарность, повторяемость названной модели сохраняется и развивается в следующих ее логико-математических варияциях.

I.1.Ряду натуральных чисел предшествует 0, символизирующий «черную дыру», пустоту, ничто (но не как  «отсутствие  бытия»): «нуль /ноль» этимологически означает  «никакой», т.е. 0 (нуль / ноль) – граница между  не-бытием и бытием, не-реальностью  и реальностью,  не-сущим и сущим, не-существующим и существующим, т.е.между  не-есть и  есть:

               I    ---        II    ----      III    ---          IV  ---

…0  /     1 – 2   –3  /   1 – 2 – 3   /  1 – 2 – 3      /  1 – 2 – 3   /   

Ряд натуральных чисел  состоит  из отдельных  позиций:

I – класс  единиц,  II –  класс  тысяч,  III – класс  миллионов, IV – класс миллиардов и т.д.

Все классы обязательно представлены тремя позиционными разрядами,  везде символизирующими  соответственно  единицы, десятки, сотни.

Тернарность классов закладывается  1-м  классом, в котором, разряды – единицы, десятки, сотни – онтологические компоненты, они же в последующих классах – метаязыковые символы.

Трансцендентность  ряда  – в двух иерархизированных видах:

1)                     парадигматико-синтагматические – классообразующие / внутриклассные / системообразующие  отношения: (1) порождают / «выращивают» (2), а (2) формируют (3):  1–2–3;

2)                     иерархические / структурообразующие / межсистемные / межклассные отношения:

I-й формирует  II-й, II-й переходит в III-й и т.д. до  бесконечности: I – IIIII – IV…

Трансендентность ряда также  заключается  в тотальном  повторении  тернарного  принципа   в  формировании  открытой-бесконечной структуры – интенции движения сущностей.

Данная структура  основным  номологическим  принципом содержит в  себе такой  алгоритм, как:

(1)                  Каждый разряд внутри каждого класса всегда предстает в трех ипостасях: а) он повторяет (содержит) предыдущий разряд (складывается из

                                                         -2-

него); б) он предстает самостоятельной (настоящей, титульной, эмерджентной) единицей; в)  он задает свое повторение  в последующем разряде . Это повторение  подразумевает и повторение всех предыдущих повторений.

(2)                   Каждый класс внутри парадигмы повторяет на ином количественно-качественном уровне (1).

Архитектоника структуры предстает матрешечной моделью мира: «меньшее входит в большее».

I.2. Универсальная миропорождающая структура  также  предстает,  как:

 

I:         1

           2    II:   1

           3             2    III:   1

                         3             2    IV:    1

                                        3               2  – и т.д.

                                                        3

 

 

или

I:   1–2–3

 II:     1–2–3

    III:     1–2–3

       IV:     1–2–3  и т.д.

 

  Здесь релевантны номологичность, трансцендентность, универсальность, иерархичность, тернарность. Так горизонтали – это циклы, состоящие все  из  трех  трансцендентных  единиц – 1–2–3,  вертикали же обозначают  трансцендентность циклов – IIIIII и  т.д. до бесконечности. Если  в (I) (этимологическом,  принципозадающем)  цикле первая единица повторяется во второй, а вторая – в третьей, то уже в межциклевых отношениях первая единица последующего цикла  начинается с повторения второй  и третьей  единиц предыдущего  цикла,  а самостоятельной единицей каждого последующего  цикла  становится  всегда  третья единица.

Здесь  налицо  «двойное повторение» (по Гегелю):  каждый предыдущий  цикл сначала  повторяет  последние две единицы (2 – 3)  предыдущего ему  цикла с тем, чтобы в своей третьей (–3–) единице предстать самостоятельным циклом, и, заодно, задать программу  повторения последующему  циклу. Иначе говоря, каждый последующий цикл повторяет в себе два предшествующих  ему  цикла.

I.3. Вариация миропорождающей модели-структуры предстает и в виде записи чисел, в своей последовательности напоминающих принцип чисел Фибоначчи;

а)  в пространственной  («плоской») форме:

 

                                                       -3-

1

---

2                =      2

                 ---

                  3      =     3

                                ---

                                 4       =      4

                                               ---

5              и т.д.

б)  в «линейной»  (нарративной)  форме:

1: 2/2: 3/3: 4/4: 5/5: 6 и т.д. до бесконечности;

или еще 1: 2=2: 3=3: 4=4: 5 и т.д.  до бесконечности

Начиная со второго цикла, здесь действует  номологический  принцип: знаменатель предыдущего цикла  выступает в роли   числителя  последующего цикла.

I.4.  Еще одна символизация  миросодержащей структуры  предстает  в виде  «Семантического  треугольника»  Фреге, в котором заложен  тернарный принцип –  три вершины треугольника А–В–С  репрезентируют три  мира:  А – физический мир – его  инобытие В (ментальный мир)  – его инобитие   С (вербальный мир).

Каждый из миров  может быть представлен отдельным треугольником. Исходные вершины соответствующих треугольников  будут обозначать  конкретные денотат (предмет),  сигнификат (образ предмета), лексему (слово).

При этом  каждый  раз, спускаясь от А по АВ и АС до ВС (основания  треугольника), А постепенно будет расширять свои системные  признаки,  и входить  через  множество микросистем  в  общую систему (означенные выше миры).

Все вариации миросодержащей модели раскрывают онтологию и герменевтику языка, так как они порождают его системы и  структуру.

 

ЯЗЫК  =  (план выражения; план  содержания).

 

Где план выражения – это:

1 – субуровень: фонемные признаки (артикулемы, акустемы);

2 – признак:  признак = фонема;

3 – фонема: фонема = морфема;

4        – морфема: морфема = лексема;

5        – лексема: лексема = синтагмема;

6        – синтагмема:  синтагмема = фразема;

7        – фразема: фразема = текст;

8        – текст: текст = глобальный  текст (множество текстов);

 

а план содержания  – это:

                                                 -4-

1 – семный уровень: семантические признаки;

 

 

2 – сема: сема = морфосема;

3 –  морфосема:  морфосема = семема;

4 – семема: семема = синтаксема;

5 – синтаксема: синтаксема = концепт;

6 – концепт: концепт = мир (овоззрение);

7 – мир (овоззрение): мир (овоззрение) = типология миров.

 

Архитектоника  структур  здесь  строится на принципах  номологичности, трансцендентности, тернарности,  иерархичности, анафоричности / катафоричности, эмерджентности, что  наглядно  предстает в  переписанном виде, как:

План выражения:

1 – материал (артикулемы, акустемы) = П;

2 – фонема = ДП: ИП признаков;

3 – морфема = ДП: ИП фонем;

4 – лексема = ДП: ИП морфем;

5 –  синтагмема = ДП: ИП лексем;

6 – фразема = ДП: ИП синтагмем;

7 – текст = ДП: ИП фразем;

8 – глобальный текст = ДП: ИП текстов.

 …и т.д.

 

План содержания:

1 – материал (семантические примитивы) = семы;

2 – морфосема = ДП / ИП сем;

3 – семема = ДП / ИП морфосем;

4 – синтаксема = ДП / ИП семем;

5 – концепт = ДП / ИП синтаксем;

6 – мир (овоззрение) =   ДП / ИП концептов;

7 – типология миров (оззрений) = ДП / ИП мир  (овоззрений);

8 … и т.д.

 

(П – признак, ДП – дифференцирующий признак, ИП –  интегрирующий признак).

Здесь каждая система  предстает на 3-х уровнях: 1) на предыдущем  (как  материал); 2) на своем статусном – как отношение ДП:ИП; 3) на последующем уровне, где  система  и ее  единицы реализуют  свое  функциональное предназначение  в виде ДП.  Иначе, здесь  действует  правило: чтобы тому или иному  ряду гомогенных  единиц стать  самостоятельной системой, необходимо в ее строении  повторение двух  предыдущих систем.

                                                            -5-

В заключение, очевидно, изложенные выше свойства взаимоотношений  и взаимодействий различных типов миров, можно резюмировать так:

1. Все три мира – физический, ментальный и вербальный – предстают воплощениями  глобальной, тотальной  и пантопохронологической  модели,  а также  ее  вариаций,  предстают  ее рефлексом, ее инобытиями.

2.     Универсальность, номологичность, тернарность, трансцендентность названной модели и ее  вариаций делают  возможной  трансцендентность  самих миров:  физический мир инобытийствует  в своей ментализации,  ментальный мир инобытийствует в своей вербализации  (семиотизации).

3.     Модель и  ее  вариации  есть  основа  четвертого мира – «мира  знаний» Поппера, трансцендентных структур  и  Декарта и Канта,  врожденных идей / знаний / стуктур  Платона, Гегеля, Гумбольдта, Фреге, Хомского и т.д., Кантовской «вещи  в себе» (в отличие  от вещи  явленной). При  развертке трансцендентности врожденных  структур  происходит узнавание  всех трех миров  в  онтогенезе.

4.     Последовательность четырех  миров предстаёт в парадигме  «модель (структура) –  физический мир – ментальный мир –  вербальный мир».

5.     Конечный  пункт – мир, куда  переходят инобытийствовать все три  мира, есть язык – подлинный «дом бытия» (Хайдеггер), «предзнание» (Гадамер), эмерджентная панорама гетерогенных  онтологий, хранящаяся  в универсальной материальности – акустичности.  Язык  в своей  рекурсии возвращает  все миры:  язык – образ – физический мир – миропорождающая модель. В этом –  онтология и  герменевтика  языка.

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz