Номологичность вариаций универсальной миропорождающей модели (структуры) в
онтологии и герменевтике языка
I.
Миропорождающая
модель (структура) с принципом «инобытийности» носит номологический и
универсальный характер: «Ничто» как онтологическая категория есть инобытие «нечто», «нечто» – инобытие «в себе
бытия», а это последнее – инобытие инобытия, и обратно, т.е.
справо-налево.
Трансцендентность,
иерархизированность, интенциональность/ векторальность, номологичность,
универсальность, тернарность, повторяемость названной модели сохраняется и
развивается в следующих ее логико-математических варияциях.
I.1.Ряду натуральных чисел предшествует 0,
символизирующий «черную дыру», пустоту, ничто (но не как «отсутствие
бытия»): «нуль /ноль» этимологически означает «никакой», т.е. 0 (нуль / ноль) – граница между не-бытием и бытием, не-реальностью и реальностью, не-сущим и сущим, не-существующим и существующим, т.е.между не-есть и
есть:
I ---
II ---- III --- IV ---
…0
/ 1 – 2 –3
/ 1 – 2 – 3 / 1
– 2 – 3 / 1 – 2 – 3 / …
Ряд натуральных чисел состоит
из отдельных позиций:
I – класс
единиц, II – класс
тысяч, III – класс миллионов, IV – класс миллиардов и т.д.
Все классы
обязательно представлены тремя позиционными разрядами, везде символизирующими соответственно единицы, десятки, сотни.
Тернарность
классов закладывается 1-м классом, в котором, разряды – единицы,
десятки, сотни – онтологические компоненты, они же в последующих классах –
метаязыковые символы.
Трансцендентность ряда
– в двух иерархизированных видах:
1)
парадигматико-синтагматические
– классообразующие / внутриклассные / системообразующие отношения: (1) порождают / «выращивают» (2),
а (2) формируют (3): 1–2–3;
2)
иерархические /
структурообразующие / межсистемные / межклассные отношения:
I-й
формирует II-й, II-й переходит в III-й и т.д. до
бесконечности: I – II
– III – IV…
Трансендентность
ряда также заключается в тотальном
повторении тернарного принципа
в формировании открытой-бесконечной структуры – интенции
движения сущностей.
Данная
структура основным номологическим принципом содержит в себе
такой алгоритм, как:
(1)
Каждый разряд
внутри каждого класса всегда предстает в трех ипостасях: а) он повторяет (содержит)
предыдущий разряд (складывается из
-2-
него); б) он предстает самостоятельной
(настоящей, титульной, эмерджентной) единицей; в) он задает свое повторение
в последующем разряде . Это повторение
подразумевает и повторение всех предыдущих повторений.
(2)
Каждый класс внутри парадигмы повторяет на
ином количественно-качественном уровне (1).
Архитектоника
структуры предстает матрешечной моделью мира: «меньшее входит в большее».
I.2. Универсальная миропорождающая
структура также предстает,
как:
I: 1
2
– II: 1
3 2 – III: 1
3 2 – IV: 1
3
2 – и т.д.
3
или
I: 1–2–3
II: 1–2–3
III: 1–2–3
IV:
1–2–3 и т.д.
Здесь релевантны номологичность, трансцендентность, универсальность,
иерархичность, тернарность. Так горизонтали – это циклы, состоящие все из
трех трансцендентных единиц – 1–2–3, вертикали же обозначают
трансцендентность циклов – I–II–III
и т.д. до бесконечности. Если в (I)
(этимологическом,
принципозадающем) цикле первая
единица повторяется во второй, а вторая – в третьей, то уже в межциклевых
отношениях первая единица последующего цикла
начинается с повторения второй и
третьей единиц предыдущего цикла,
а самостоятельной единицей каждого последующего цикла
становится всегда третья единица.
Здесь
налицо «двойное повторение» (по
Гегелю): каждый предыдущий цикл сначала повторяет последние две
единицы (2 – 3) предыдущего ему цикла с тем, чтобы в своей третьей (–3–)
единице предстать самостоятельным циклом, и, заодно, задать программу повторения последующему циклу. Иначе говоря, каждый последующий цикл
повторяет в себе два предшествующих
ему цикла.
I.3. Вариация миропорождающей модели-структуры
предстает и в виде записи чисел, в своей последовательности напоминающих принцип
чисел Фибоначчи;
а) в
пространственной («плоской») форме:
-3-
1
---
2 =
2
---
3
= 3
---
4 = 4
---
5
и т.д.
б) в «линейной» (нарративной) форме:
1: 2/2: 3/3:
4/4: 5/5: 6 и т.д. до бесконечности;
или еще 1:
2=2: 3=3: 4=4: 5 и т.д. до
бесконечности
Начиная со
второго цикла, здесь действует
номологический принцип:
знаменатель предыдущего цикла выступает
в роли числителя последующего цикла.
I.4. Еще одна символизация миросодержащей структуры предстает
в виде «Семантического треугольника» Фреге, в котором заложен
тернарный принцип – три вершины
треугольника А–В–С репрезентируют
три мира: А – физический мир – его
инобытие В (ментальный мир) –
его инобитие С (вербальный мир).
Каждый из
миров может быть представлен отдельным
треугольником. Исходные вершины соответствующих треугольников будут обозначать конкретные денотат (предмет),
сигнификат (образ предмета), лексему (слово).
При
этом каждый раз, спускаясь от А по АВ и АС до ВС (основания треугольника), А постепенно будет расширять
свои системные признаки, и входить
через множество микросистем в общую
систему (означенные выше миры).
Все вариации
миросодержащей модели раскрывают онтологию и герменевтику языка, так как они
порождают его системы и структуру.
ЯЗЫК =
(план выражения; план
содержания).
Где план
выражения – это:
1 –
субуровень: фонемные признаки (артикулемы, акустемы);
2 – признак:
признак = фонема;
3 – фонема: фонема = морфема;
4
– морфема:
морфема = лексема;
5
– лексема:
лексема = синтагмема;
6
–
синтагмема: синтагмема = фразема;
7
– фразема:
фразема = текст;
8
– текст: текст
= глобальный текст (множество текстов);
а план содержания – это:
-4-
1 – семный
уровень: семантические признаки;
2 – сема:
сема = морфосема;
3 – морфосема:
морфосема = семема;
4 – семема:
семема = синтаксема;
5 –
синтаксема: синтаксема = концепт;
6 – концепт:
концепт = мир (овоззрение);
7 – мир
(овоззрение): мир (овоззрение) = типология миров.
Архитектоника структур
здесь строится на принципах номологичности, трансцендентности, тернарности, иерархичности, анафоричности /
катафоричности, эмерджентности, что
наглядно предстает в переписанном виде, как:
План
выражения:
1 – материал
(артикулемы, акустемы) = П;
2 – фонема =
ДП: ИП признаков;
3 – морфема
= ДП: ИП фонем;
4 – лексема
= ДП: ИП морфем;
5 – синтагмема = ДП: ИП лексем;
6 – фразема
= ДП: ИП синтагмем;
7 – текст =
ДП: ИП фразем;
8 – глобальный текст = ДП: ИП текстов.
…и
т.д.
План содержания:
1 – материал (семантические примитивы) =
семы;
2 – морфосема = ДП / ИП сем;
3 – семема = ДП / ИП морфосем;
4 – синтаксема = ДП / ИП семем;
5 – концепт = ДП / ИП синтаксем;
6 – мир (овоззрение) = ДП / ИП концептов;
7 – типология миров (оззрений) = ДП / ИП
мир (овоззрений);
8 … и т.д.
(П –
признак, ДП – дифференцирующий признак, ИП –
интегрирующий признак).
Здесь каждая система предстает на 3-х уровнях: 1) на
предыдущем (как материал); 2) на своем статусном – как
отношение ДП:ИП; 3) на последующем уровне, где
система и ее единицы реализуют свое функциональное
предназначение в виде ДП. Иначе, здесь действует правило: чтобы
тому или иному ряду гомогенных единиц стать самостоятельной системой, необходимо в ее строении повторение двух предыдущих систем.
-5-
В заключение, очевидно, изложенные выше
свойства взаимоотношений и
взаимодействий различных типов миров, можно резюмировать так:
1. Все три мира – физический, ментальный и
вербальный – предстают воплощениями глобальной, тотальной и
пантопохронологической модели, а также
ее вариаций, предстают
ее рефлексом, ее инобытиями.
2.
Универсальность,
номологичность, тернарность, трансцендентность названной модели и ее вариаций делают возможной
трансцендентность самих
миров: физический мир
инобытийствует в своей
ментализации, ментальный мир
инобытийствует в своей вербализации
(семиотизации).
3.
Модель и ее
вариации есть основа
четвертого мира – «мира знаний»
Поппера, трансцендентных структур
и Декарта и Канта, врожденных идей / знаний / стуктур Платона, Гегеля, Гумбольдта, Фреге, Хомского
и т.д., Кантовской «вещи в себе» (в
отличие от вещи явленной). При развертке трансцендентности врожденных структур происходит
узнавание всех трех миров в
онтогенезе.
4. Последовательность четырех миров предстаёт в парадигме «модель (структура) – физический мир – ментальный мир – вербальный мир».
5. Конечный
пункт – мир, куда переходят
инобытийствовать все три мира, есть
язык – подлинный «дом бытия» (Хайдеггер), «предзнание» (Гадамер), эмерджентная
панорама гетерогенных онтологий,
хранящаяся в универсальной
материальности – акустичности.
Язык в своей рекурсии возвращает все миры:
язык – образ – физический мир – миропорождающая модель. В этом – онтология и
герменевтика языка.