Б.Д. КЕЛЕХСАЕВ

 

 

О НЕОБХОДИМОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

 

На протяжении всей отечественной истории вопросы взаимодействия правоохранительных органов в той или иной степени многократно рассматривались в правовой литературе. В определенной мере они освещалась в работах Р.С. Белкина, Ф.К. Гизатулина, В.И. Куклина, В.Н. Долина, А.А. Закатова, А.П.Лупинской, С.С. Степичева, Н.А. Селиванова, А.П. Резвана, А.А. Хмырова, Г.П. Химичевой и многих других. Однако эти исследования проводились в контексте законов и подзаконных актов, которые уже устарели, тем более, что ученые ранее рассматривали лишь отдельные аспекты проблемы.

В последнее время по данной проблематике появился ряд работ, представляющих определенный научный интерес. Государственная и социально-правовая важность и значимость проблем координации деятельности правоохранительных органов определена в трудах  Ю.В. Голика, В.И. Михайлова, А.А.Прохожева, Ю.И. Скуратова и др.

Появились и диссертационные работы, касаю­щиеся проблемы взаимодействия служб и подразделений органов внутрен­них дел. Историко-правовая и административно-правовая деятельность рассмат­ривалась в исследованиях В.И.Тюнина, Я.Г. Стахова, В.И. Яковлева, Н.П. Голяндин. По взаимодействию оперативно-розыскных подразделений с другими службами ОВД и с другими ведомствами посвящены труды А.А. Парамонова, О.Б. Маргасова, С.Д. Назарова, Л.В. Мищенко,  Г.В. Андреева, С.А. Кучерука.

Проблеме взаимодействия следователя и органов дознания посвящены иссле­дования, проведенные Н.И. Кулагиным, В.И. Брылевым, В.Е. Яковенко, А.Д. Марчуком, Г.Ю. Прилуцким.

Однако никто из вышеперечислен­ных авторов не занимался комплексным исследованием проблемы взаимодей­ствия всех правоохранительных органов.

Непосредственно же проблемы борьбы с компьютерной преступностью и обеспечения компьютерной безопасности рассматриваются в работах Д. Айкова, К. Сейгера, У. Фонстроха, Ю.М Батурина, А.М. Жодзишского, А.И Позднякова, С.П. Расторгуева, Р.М. Юсупова.

Однако, практически ни в одной из изученных нами работ вопросы координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с компьютерной преступностью в прямой постановке не ставились.

В последнее время компьютерная преступность становится, к сожалению, неотъемлемым атрибутом нашей жизни. Появляются новые, все более опасные виды преступлений. В экономической и насильственной преступности все чаще используются компьютерные технологии. Повседневной реальностью становится и компьютерный терроризм.

Ухудшилась криминогенная обстановка в подростковой среде, наиболее близкой к «искусственному интеллекту». Идет процесс вовлечения несовершеннолетних в занятие криминальным бизнесом и вымогательством, в том числе и с использованием компьютеров.

На сегодняшний день в мире существует около 140 миллионов ком­пьютеров и бо­лее 80% из них объединены в различные информационно-вычислительные сети от малых локальных сетей в офисах до глобальных сетей типа интернет. Всемирная тенденция к объ­единению компьютеров в сети обусловлена рядом важных причин, таких как ускорение пе­редачи ин­формационных сообщений, возможность быстрого обмена информацией между пользователями, получение и передача сообщений, не отходя от рабочего места, возможность мгновенного получения любой информации из лю­бой точки земного шара, а так же об­мен информацией между компьютерами разных фирм производителей ра­бо­тающих под разным программным обеспечением.

Глобальная сеть интернет является «хорошим» средством совершения преступлений и потенциальным каналом воровства. В нашей стране, как отмечал Президент РФ Путин В.В., пользователями интернет являются около 1 млн. человек.

Такие огромные потенциальные возможности, которые несет в себе глобальные информационно-вычислительные сети и тот новый потенциальный подъем, который при этом испытывает информацион­ный комплекс, а так же значительное ускорение производственного процесса не дают нам право не принимать это во внимание. Также необходимо учитывать, что в структуре преступности удель­ный вес компьютерных преступлений достаточно ве­лик. Указанные преступления отличаются высокой степенью интеллектуального развития преступников, сопряжены с исключительной их дерзостью, а причиненный ущерб составляет миллионы рублей. Раскрываемость же этих преступлений чрезвычайно низкая. Даже участники Содружества Независимых Государств, сознавая, что согласованные действия в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации являются настоятельной необходимостью и, стремясь создать правовые основы сотрудничества правоохранительных и судебных органов, заключили соглашение о борьбе с компьютерной преступностью.

Изменения, происходящие в экономической жизни России – создание финансово-кредитной системы, предприятий различных форм собственности и т.п. – оказывают существенное влияние на вопросы защиты информации. Долгое время в нашей стране существовала только одна собственность - государственная, поэтому информация и секреты были тоже только государственные, которые охранялись мощными спецслужбами.

          Проблема информационной безопасности постоянно усугубляется процессами проникновения практически во все сферы деятельности общества технических средств обработки и передачи данных и, прежде всего вычислительных систем.

Зарубежный опыт показывает, какое внимание уделяется на Западе рассматриваемой проблеме: пересмотрена структура финансирования компетентных органов в сторону значительного увеличения средств, выделяемых на компьютерные исследования. В настоящее время соответствующие подразделения появились в ЦРУ, ФБР, СИС, МОССАД и некоторых других спецслужбах развитых государств. Сфера их деятельности - легальная разведка в глобальной сети, организация каналов связи с агентурой, сбор материалов по оперативно значимым ситуациям, проведение антитеррористических компьютерных акций, изучение личностных характеристик преступников, а также сбор и анализ информации представляющей интерес с точки зрения государственной безопасности.

В отечественной же практике новизна и специфичность преступлений в сфере компьютерной информации, многообразие предметов и способов преступных посягательств, их высокая латентность создали для правоохранительных органов существенные преграды на пути к защите прав и интересов общества и государства. Положение усугубляется общим снижением эффективности деятельности в сфере раскрытия и расследования преступлений. Российские правоохранительные органы крайне медленно адаптируются к новым условиям борьбы с преступностью. В первую очередь, отсутствуют регламентирующие документы, определяющие принципы и нормы деятельности правоохранительных органов в борьбе с  компьютерной преступностью.

На современном этапе теоретическое обоснование значения координации  деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с компьютерной преступностью связано как с «ситуацией» вокруг преступности (объективной картины преступности); изменившейся идеологией борьбы с преступностью; новыми качествами, приобретаемыми преступностью в современный период и изменяющимися тенденциями преступности, так и новых правовых норм, принятых с учетом изложенных обстоятельств.


Перечисленные аспекты являются, на наш взгляд, основанием определить следующие факторы, обуславливающие значение координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью:

Во-первых, анализ Указа Президента РФ «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», законов РФ «О безопасности», «О прокуратуре», «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», всех законов о различных судах и др. показывает, что цели и общие задачи, возложенные на органы прокура­туры, суда и милиции и других правоохранительных органах по борьбе с преступностью, по существу едины.

Однако указанные органы выполняют эти задачи в пре­делах своей компетенции и только присущими им методами, что не является определенной гарантией полноты, объективности, всесторонности и законности расследования и разрешения конкретных уголовных дел.

Прокуратуры, милиция, су­ды и другие являются административно независимыми друг от друга органами, вместе с тем их деятельность тесно связана между собой. Так, например, плохая оперативная работа органов милиции затрудняет рас­крытие преступления и производство расследования, недостат­ки предварительного следствия и прокурорского надзора приводят к длительным срокам следствия, возвращению дел на дополнительное расследование, судебным ошибкам и т.д.

Единство задач, стоящих перед прокуратурой, ОВД, милицией, судом и другими органами по борьбе с преступ­ностью, их тесная связь в решении этих задач при четком раз­граничении компетенции и различии методов деятельности, административная независимость друг от друга с неизбежно­стью приводят к выводу о необходимости координации дей­ствий данных органов.

Во-вторых, современными масштабами и темпами роста компьютерной преступности, которые обусловлены объективными факторами, связанными с состоянием экономики и социальной среды.

В-третьих, анализ деятельности правоохранительных органов, проводимый их руководителями и независимыми экспертами, показывает, что в повседневной работе не всегда удается достигнуть необходимого единства и взаимодействия всех заинтересованных органов в борьбе с преступностью. Материалы прокурорских проверок, уголовных дел слабо используются в предупредительных целях. Нет должной системы в надзоре за законностью в деятельности контролирующих органов, налоговых и таможенных служб.

Помимо этого, значение координации деятельности определяется тем, что борьба с компьютерной преступностью и ее предупреждение, как и сама координация деятельности правоохранительных органов, является важнейшим направлением в их работе и на решении этой задачи сконцентрировано внимание всех правоохранительных органов, используются предоставленные законом средства и полномочия.

Важнейшим, на наш взгляд, аспектом деятельности правоохранительных органов в борьбе с компьютерной преступностью является совершенствование правового регулирования, приоритетными направлениями которого следует считать:

          правовое обеспечение новых направлений  правоохранительной деятельности;

          устранение пробелов и коллизий в правовом регулировании правоохранительной  деятельности,  отмена  устаревших  нормативных правовых актов;

          приведение в соответствие с федеральным законодательством нормативных  правовых  актов федеральных  органов  исполнительной власти,  органов  государственной  власти   субъектов   Российской Федерации и органов местного самоуправления;

          внесение изменений и дополнений в действующее законодательство в целях обеспечения правоохранительными органами международно-правовых обязательств Российской Федерации;

          дальнейшее расширение договорно-правовой базы международного сотрудничества правоохранительных органов России.

Другим, не менее важным, аспектом деятельности правоохранительных органов в борьбе с компьютерной преступностью является расширение возможностей использования компьютерных технологий для координации их деятельности.

Здесь на первый план выходит задача построения структуры автоматизированной базы информации о преступности, определения механизма и способов обмена информацией. Получение любой информации о преступной деятельности требует определенных тактических усилий и организационных форм: действий негласных сотрудников, оперативно-поисковых групп, оперативных контактов с гражданами и т.п. И все же многие сведения о традиционных преступлениях (кражи, вывоз похищенных материальных ценностей, владение оружием и т.п.), по сравнению со сведениями о преступлениях в сфере высоких технологий, как бы лежат на поверхности: их можно визуально фиксировать, видеть предметы. Преступления в области информационных технологий довольно часто можно получить лишь изучением отношений, то есть глубинных явлений, часто никак не фиксируемых визуально и по материальным следам.

Поэтому эффективное использование компьютерной техники в сочетании с новейшими тактическими приемами оперативно-розыскной деятельности становится особенно актуально при расследовании преступлений в сфере высоких технологий.

Однако расследование преступлений – это лишь часть работы в борьбе с преступностью. В целом же ее решение невозможно без организации взаимодействия всей системы правоохранительных органов, эффективность которого, будет зависеть от того, будет ли оно (взаимодействие) организовано как целостная система, состоящая из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач, единством функций и действий.

 Кроме того, результативность взаимодействия правоохранительных органов детерминировано качеством модели и алгоритма действий, обусловленных расширением и развитием инновационных форм практической деятельности, творческим  использованием  правоохранительными  органами  правовой базы в сочетании с современными организационно-техническими возможностями.

Расширение этих возможностей мы связываем с работой по следующим направлениям:

I. Совершенствование правового регулирования, нацеленного на:

1. Правовое обеспечение правоохранительной деятельности в сфере компьютерных преступлений (проведения криминологической экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации по проблеме компьютерных преступлений; изменение названия главы 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» - на «Компьютерные преступления» и детализация ее положений; приведение в соответствие с федеральным законодательством нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; внесение изменений и дополнений в действующее законодательство в целях обеспечения правоохранительными органами международно-правовых обязательств Российской Федерации). 

2. Во исполнение Соглашения «О Сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации» от 1 июня 2001 года издание Указа Президента РФ «О координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с компьютерными преступлениями», которым назначить состав Координационного Совета, Главного Координационного Центра и Координационного Штаба; определить принципы их работы, порядок материально-финансового обеспечения, формы и механизм координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с компьютерными преступлениями.

3. Издание совместного приказа руководителей правоохранительных органов о создании постоянно действующих совместных оперативных групп для борьбы с компьютерными преступлениями.

II. Проведение следующих организационных мероприятий:

1. Во исполнение Указа Президента РФ «О координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с компьютерными преступлениями» сформировать Координационный Совет, Главный Координационный Центр, Координационный Штаб и единый вычислительный центр; разработать штатно-должностные инструкции; спланировать работу на основании утвержденных указом форм координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с компьютерными преступлениями.

2. На основании приказа руководителей правоохранительных органов создать постоянно действующих совместных оперативных групп для борьбы с компьютерными преступлениями, включив в них опытных, прошедших специальную подготовку работников всех правоохранительных органов. Обеспечить следственно-оперативные группы компьютерной и криминалистической техникой, специальными программами, транспортом, снаряжением.

В основу деятельности совместных оперативных групп положить создание всевозможных программных («интеллектуальных агентов») и аппаратно-программных комплексов сетевого мониторинга, позволяющих автоматизировать процесс сбора оперативной информации, проводить целевой поиск информации в интернет по заданному контенту, выполнять анализ сайтов, и тем самым находить потенциальных преступников.

3. Оборудовать соответствующие учебно-методические кабинеты экспертно-криминалистических подразделений, лабораторий и учебных центров для проведения совместных занятий работников правоохранительных органов.

Данные предложения являются результатом критического анализа и переосмысления сложив­шихся представлений и оценок, имеющих значение для использования всего арсенала возможностей в борьбе с компьютерной преступностью; дополняют, на наш взгляд, имеющийся опыт организационно-правового решения проблем по обеспечению информационной безопасности России и борьбе с компьютерными преступлениями; являются новым подходом к раз­работке научно-обоснованных рекомендаций по координации деятельности правоохранительных органов.

Выполнение предложенных мер для осуществления взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с компьютерной преступностью, по нашему мнению, должно стать достаточно эффективным средством целенаправленного решения проблемы предупреждения (профилактики и пресечения), выявления и раскрытия (расследования) компьютерных преступлений путем взаимосвязанных (согласованных) действий, направленных на: устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений; сосредоточение достаточного количества сил и средств на тех участках, где по условиям оперативной обстановки это необходи­мо; эффективное планирование и своевременное проведение совместных мероприятий, обеспечивающих поставленные цели.

Проблемы координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью относятся к числу сложных социально-политических и правовых проблем. Одним из подходов к их разрешению, является, на наш взгляд, определение того, как должен восприниматься процесс координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с компьютерными преступлениями. Мы считаем, что эффективность правоохранительной деятельности будет выше, если воспринимать ее, во-первых, как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью  целей, задач, единством функций и действий; во-вторых, как сложный, постепенный  и последовательный  процесс создания и эволюционного развития модели и выработки алгоритма действий, обусловленный расширением и развитием инновационных форм практической деятельности, необходимостью творческого использование правоохранительными органами правовой базы в сочетании с современными организационно-техническими возможностями.


 

примечания:

 

1.    Указ Президента РФ «О взаимодействии федеральных органов государственной власти РФ в области информационно-правового сотрудничества с органами власти государств – участников Содружества Независимых Государств» № 607 от 29 марта 1994 г.

2.    Постановление Правительства РФ «О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц» №442 от 19 июня 2002 г.

3.    Решение «О концепции взаимодействия государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью от 2 апреля 1999 г.

4.    Договор «О порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств» (Минск, 4 июня 1999 г.) // Энциклопедия российского права. Электронный бюллетень. Выпуск 6.

5.    Гальперин И.М. Взаимодействие государственных органов и общественности по борьбе с преступностью. – М., 1972.

6.    Дидык В.Я. О некоторых аспектах проблемы взаимодействия ОВД и государственной безопасности в борьбе с организованной экономической преступностью // Проблемы борьбы с организованной преступностью. – М., 1991.

7.    Ульянов Р.И., Тереенков А.С. Взаимодействие оперативных аппаратов с другими службами ОВД, а также организациями, наделенными правом осуществления ОВД: Лекция. – Краснодар, 1995.

8.    Чувилев А. А. Взаимодействие следователя органа внутренних дел с милицией. – М., 1981.

9.    Ясинский Г.М. Взаимодействие следователей и органа дознания. – М., 1969.

 

ð

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz