Б.Д. КЕЛЕХСАЕВ

 

 

СУЩНОСТЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ЗАДАЧИ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С НИМИ

 

 

 

Компьютерные технологии, бурно развивающиеся со второй половины ХХ века,  и, особенно, массовое вторжение в середине 1980-х на отечественный рынок персональных компьютеров, позволили и преступности широко развернутся в информационных сетях и каналах.

Вместе с наукой и производством, связанными с компьютерами, рынок стал буквально наводнен компьютерными преступниками. Поскольку компьютерные системы получают все более широкое распространение, а деловые круги во все большей степени полагаются на компьютеры и часто хранят на них конфиденциальную информацию, преступники находят все больше путей использования компьютеров для совершения противоправных действий.

Тем не менее, в официальном тексте Уголовного кодекса РФ по состоянию на 1 февраля 2003 г. нет главы под названием «Компьютерные преступления». Лишь в главе 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» определены только три вида компьютерных преступлений:

неправомерный доступ к компьютерной информации, т.е. информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), сис­теме ЭВМ или их сети (ст. 272 УК);

создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами (ст. 273 УК);

нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ (ст. 274 УК).

Несмотря на некоторую «ограниченность» в толковании уголовного закона компьютерных правонарушений, существует несколько нормативно-правовых актов и достаточно много публикаций по данной проблеме. Например, в «Доктрине информационной безопасности РФ» говорится, что серьезную угрозу  для нормального функционирования экономики в целом  представляют компьютерные преступления, связанные с проникновением  криминальных элементов в компьютерные системы и сети банков и иных кредитных организаций. В Соглашении «О Сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации» к компьютерным  преступлениям относятся:

а) осуществление неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной  информации,  если  это  деяние повлекло уничтожение, блокирование,  модификацию либо копирование информации,  нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети;

б) создание, использование  или распространение  вредоносных программ;

в) нарушение правил эксплуатации ЭВМ,  системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ,  системе ЭВМ или их сети,  повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред или тяжкие последствия;

г) незаконное использование программ для ЭВМ и баз данных, являющихся объектами авторского права, а равно присвоение авторства, если это деяние причинило существенный ущерб.

Зарубежными специалистами также разработаны различные классификации способов совершения компьютерных преступлений. Например, существуют следующие названия способов совершения подобных преступлений, соответствующих кодификатору Генерального Секретариата Интерпола: несанкцио-нированный доступ и перехват (компьютерный абордаж, перехват, кража времени и др.); изменение компьютерных данных («логическая бомба», «троянский конь», компьютерный вирус, компьютерный «червь» и др.); компьютерное мошенничество (мошенничество с банкоматами, компьютерная подделка,  мошенничество с игровыми автоматами, манипуляции с программами ввода-вывода, мошенничества с платежными средствами, (телефонное мошенничество и пр.); незаконное копирование (компьютерные игры, прочее программное обеспечение, топография полупроводниковых изделий и др.); компьютерный саботаж (с аппаратным обеспечением, с программным обеспечением и пр.); прочие компьютерные преступления (с использованием компьютерных досок объявлений,  хищение информации, составляющей коммерческую тайну, передача информации конфиденциального характера и др.)

В научной и специальной литературе понятие «компьютерные преступления» рассматривается в юридическом смысле, как специфические преступления, и как социологическая категория, получившая название «компьютерная преступность». Ряд авторов (Ю. Гульбин, Ю. Ляпунов, В. Максимов и др.) объединяют данные категории в единое понятие и рассматривают их как одну из наиболее важных проблем компьютерного права, смысловое содержание которой соотносится с так называемым компьютерными посягательствами. 

          Объектами компьютерных посягательств могут быть сами технические средства (компьютеры и периферия) как материальные объекты, программное обеспечение и базы данных, для которых технические средства являются окружением.

В этом смысле компьютер может выступать и как предмет посягательств, и как инструмент. Если разделять два последних понятия, то термин компьютерное преступление как юридическая категория не имеет особого смысла. Если компьютер - только объект посягательства, то квалификация правонарушения может быть произведена по существующим нормам права.

Если же - только инструмент, то достаточен только такой признак, как «применение технических средств». Возможно объединение указанных понятий, когда компьютер одновременно и инструмент и предмет. В частности, к этой ситуации   относится факт хищения машинной информации. Если хищение информации связано с потерей материальных и финансовых ценностей, то этот факт можно квалифицировать как преступление. Также если с данным фактом связываются нарушения интересов национальной безопасности, авторства, то уголовная ответственность прямо предусмотрена в соответствии с законами РФ.

Каждый сбой работы компьютерной сети это не только «моральный» ущерб для работников предприятия и сетевых администраторов. По мере развития технологий электронных платежей, «безбумажного» документооборота и других, серьезный сбой локальных сетей может просто парализовать работу целых корпораций и банков, что приводит к ощутимым материальным потерям. Не случайно, что защита данных в компьютерных сетях становится одной из самых острых проблем не только в современной информатике, но и в обществе в целом.

На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа информационной безопасности, которая должна обеспечивать: целостность данных, т.е. защиту от сбоев, ведущих к потере информации, а также не автоматизированного создания или уничтожения данных; конфиденциальность информации и, одновременно, ее доступность для всех авторизованных пользователей.

Следует также отметить, что отдельные сферы деятельности (банковские и финансовые институты, информационные сети, системы государственного управления, оборонные и специальные структуры) требуют специальных мер безопасности данных и предъявляют повышенные требования к надежности функционирования информационных систем, в соответствии с характером и важностью решаемых ими задач.

Перечисленные аспекты являются, на наш взгляд, основанием для представления компьютерных преступлений в виде двух больших  категорий: 

-  преступлений,  связанных с  вмешательством  в работу компьютеров; 

- преступлений, использующих компьютеры как необходимые технические  средства. 

Ряд авторов (Д. Айков, В. Вехов, А. Головин, К. Сейгер, У. Фонстрох и др.) также рассматривают так называемые «близкомпьютерные» преступления, связанные с нарушением авторских прав программистов, незаконным бизнесом на вычислительной технике и т.п., а также хищением и физическим уничтожением компьютеров.

Таким образом, компьютерные преступления чрезвычайно многогранные и сложные явления. Объектами таких преступных посягательств могут быть сами технические средства (компьютеры и периферия) как материальные объекты или программное обеспечение и базы данных, для которых технические средства являются окружением; компьютер может выступать как предмет посягательств или как инструмент.

Приведенное описание компьютерных преступлений наглядно демонстрирует «возможности» преступного мира, что обуславливает необходимость углубленной разработки и расширения применения более эффективных мер для взаимодействия правоохранительных органов по предупреждению и расследованию компьютерных преступлений.

В современной правовой литературе понятие «координация» стало как бы преемницей категории «взаимодействие». В широком смысле слова понятие «координация» в отношении деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью используется, когда речь идет о согласованности действий не зависи­мых друг от друга правоохранительных органов по выполнению ими общих задач.

Очевидно, что если один орган административно подчинен другому, то не может быть речи о координации, так как вышестоящий орган может приказать нижестоящему выполнять определенную ра­боту в пределах его компетенции. В то же время, если у адми­нистративно не зависимых друг от друга правоохранительных органов нет общей задачи, которую они должны разрешить, нет точек соприкос­новения, то им незачем согласовывать свою деятельность, так как отсутствует предмет координации.

Органы прокуратуры, например, в зависимости от того, какие кон­кретно преследуются ими цели, могут согласовывать свои дей­ствия с органами внутренних дел, милиции или суда. При этом координация возможна как по конкретному уголовному делу (обсуждение плана оперативных и следственных действий, рассмотрение органи­зационных вопросов, связанных с проведением выездной сес­сии суда, и т.п.), так и по разработке и претворению в жизнь общих мероприятий по борьбе с преступностью. Кроме того, в литературе термин координация применяется и тогда, когда речь идет о согласовании действий различных отделов правоохранительных органов.

Основные принципы исследова­нием проблемы взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с преступностью на современном этапе должны основываться на изучении специальной литературы, нормативных актов, статистических материалов, практики работы следственных и оперативных аппаратов, экспертно-криминалистических подразделений и других служб криминальной милиции и милиции общественной безопасности, а также подразделений Интерпола по России.

Что касается нормативно-правовых документов, то в некоторых координация деятельности правоохранительных органов характеризуется, в основном, в концептуальном порядке. Например, в Указе Президента РФ «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» целью координации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации и  других  правоохранительных органов является повышение эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления этими органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Договор «О порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств» определяет координацию как оказание правоохранительными органами содействия друг другу в выявлении, предотвращении, пресечении,  раскрытии  и расследовании преступлений.

В других нормативно-правовых документах содержание координации деятельности правоохранительных органов определяется из рассматриваемых проблем и поставленных задач.

Обобщая различные подходы к пониманию сущности понятия «координация», можно говорить, что координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с компьютерной преступностью следует понимать как целенаправленное решение проблем предупреждения (профилактики и пресечения), выявления и раскрытия (расследования) преступлений в сфере высоких технологий путем взаимосвязанных (согласованных) действий, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений; сосредоточение достаточного количества сил и средств на тех участках, где по условиям оперативной обстановки это необходи­мо; эффективное планирование и своевременное проведение совместных мероприятий, обеспечивающих поставленные цели.

Иными словами координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью – это: во-первых, целостная система, состоящая из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач, единством функций и действий; во-вторых, процесс: а) включающий создание и эволюционное развитие моделей, и выработку алгоритма действий в борьбе с преступностью; б) обусловленный расширением и развитием инновационных форм и методов практической деятельности; в) творческого использование правоохранительными органами правовой базы в сочетании с современными организационно-техническими возможностями. 

Значение координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с компьютерной преступностью детерминированы рядом факторов, а их трактовка обусловлена, как показывает анализ нормативных актов и литературы, эволюцией правовой науки.

Значение координации деятельности правоохранительных органов определенным образом, по нашему мнению, детерминирует и задачи координации усилий в борьбе с компьютерной преступностью, которые в нормативно-правовой литературе определяются, во-первых, как общие, т.е. для координации всех правоохранительных органов, во-вторых, как «частные», т.е. для координации деятельности отдельных правоохранительных органов и, в-третьих, для координации действий в борьбе с конкретными видами преступлений.

Ряд нормативно-правовых документов и авторов выделяют следующие общие задачи координации усилий в борьбе с преступностью:

1. Обеспечение взаимодействия, во-первых, в организации своевременного получения информации, содержание которой указывает на необходимость объединения усилий нескольких правоохранительных органов для решения конкретной задачи, во-вторых, во всесторонности обработки всей  поступающей информации и полного ее анализа (проведение научных исследований  природы, особенностей, последствий преступлений и т.п.), результаты которого могут послужить основанием для координации усилий ряда правоохранительных органов в решении той или иной неотложной задачи.

2. Планирование согласованных мероприятий правоохранительных органов по борьбе с преступностью, оказание взаимопомощи в осуществлении этих мероприятий, проведение совместных учебно-методических сборов и совещаний, совместная организация проведения широкого комплек­са мер социально-экономического, культурно-воспитательного, правового характера (Вуколов А.)

3. Проявление инициативы руководителями правоохранительных органов в постановке вопросов, подлежащих координации, выдвижение предложений о проведении тех или иных мероприятий, требующих согласования, всеми оперативными работниками. 

4. Использование в полной мере все возможности по координации усилий правоохранительных органов на основных направлениях борьбы с преступностью, постоянно совершенствовать координационную деятельность.

«Частные» задачи координации деятельности отдельных правоохранительных органов в правовой литературе определяются, исходя из функционального предназначения того или иного органа, но в «общем» виде они сводятся к совместному: обеспечению безопасности физических и юридических лиц; общественной безопасности, охраны общественного порядка и выполнения ведомственных правил (например, таможенных); участию в пресечении террористической деятельности; созданию совместных органов оперативной информации; выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или со­вершивших;  осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести про­павших; добыванию информации о событиях или действиях, создающих угрозу государ­ственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; борьбе с незаконными вооруженными формированиями; защите сведений составляющих государственную тайну и ряд других.

Основные задачи координационных действий в борьбе с отдельными видами преступлений в правовой и специальной литературе, помимо перечисленных выше, определены как необходимость: руководства совместными оперативно-розыскными мероприятиями с учетом особенностей поведения и действий преступников; предупреждения и пресечения незаконных (преступных) действий; охраны важных объектов; изъятия незаконного хранения таких предметов как оружие, наркотики и т.п. и ряд других.

Обобщая теоретические аспекты проблем координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с компьютерной преступностью, можно сказать, что основными задачами правоохранительных органов при координации усилий в борьбе с ней являются:

1. Совместная разработка и внедрение своеобразной системы сведений (создание и  развитие моделей, выработка алгоритма действий в борьбе с компьютерной преступностью), основными блоками которой являются юридические, антропологические, философские, психологические и др. знания.

В круг важнейших методологических принципов координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с компьютерной преступностью можно, на наш взгляд, включить принцип свободного критического исследования, содержащий в себе не только базовые черты научного стиля мышления, но и идею распространения принципов и деятельности разума на все социальные сферы и человеческое поведение. Это предполагает недопустимость ограничений на научно-рациональное познание и экспериментальное исследование во всех областях научных знаний, включая уголовное право, криминологию, социологию, психологию, медицину и т.п.

2. Реализация принципов координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Выполнение намеченных целей, решение поставленных задач помогает прояснить диа­пазон и утвердить законное многообразие, плюрализм мнений и действий. В диало­ге, конкуренции, обмене организационно-правовыми идеями и многообразии практики координация способна выполнять, и выполняет такие функции, как коммуникативная (функция сообщения или трансляции), интегративная (функция объедине­ния), координирующая (функция согла­сования и организации) и согласитель­ная (функция примирения, поиска ком­промисса и согласия).

3. Организационно-психологическое утверждение со­временных форм и методов борьбы с компьютерной преступностью, включающее в себя инновационность, ра­циональность, правотворчество, технический интеллект, критичность, скепти­цизм, фантазию и продуктив­ное воображение.

4. Подготовка специалистов, знания и опыт которых сочетаются с чувством высокой ответственности перед самим собой и своим обществом, ориентированным на современные ценности.

Таким образом, значение и задачи координации деятельности по борьбе с компьютерной преступностью обусловлены современными требованиями новых правовых норм и вытекающим из них единством целей и задач правоохранительных органов; постоянно изменяющейся «картиной» преступности; проблемами в деятельности самих правоохранительных органов, решение которых невозможно без создания организационного комплекса, выполняющего внешние и внутренние, общие и частные правоохранительные функции, способствующего эффективному решению проблемы предупреждения и раскрытия компьютерных преступлений, а также разработки механизма осуществления государственной деятельности по охране права путем применения к правонарушителям юридических мер воздействия в соответствии с законом.

 

примечания:

 

1.    Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» № 3523-1 от 23 сентября 1992 г. //ВВС. – 1992. – №42. (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 № 177-ФЗ).

2.    Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» № 3526-1 от 23 сентября 1992 г.//ВВС. – 1992. – №42. (в ред. Федерального закона от 09.07.2002 № 82-ФЗ).

3.    Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г.// Российская газета. – 1995. – 22 февраля. – с. 4. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ).

4.    Уголовный Кодекс РФ. М., 2003.

5.    Уголовный кодекс Российской Федерации с комментарием Ю. Скуратова. – М., 1997.

6.    Указ Президента РФ «О мерах по созданию единого эталонного банка данных правовой информации» № 663 от 12 мая 1993 г.

7.    Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «электронная Россия (2002 – 2010 годы)» № 743 от 08.10.2002.

8.    Соглашение «О Сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации» от 1 июня 2001 года.

9.    Соглашение «О Сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью» от 25 ноября 1998 г.

10.   Айков Д., Сейгер К., Фонстрох У. Компьютерные преступления. – М., 1999.

11.   Батурин Ю.М.; Жодзишский A.M. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. – М., 1991.

12.   Вехов В.Б. Компьютерные преступления: способы совершения, методики расследования. – М.,1996.

13.   Головин А.Ю. Правовая характеристика лиц, совершающих компьютерные преступления // Материалы сообщества экспертов «Report».

14.   Гульбин Ю. Преступления в сфере компьютерной информации // Российская юстиция. – 1997. – № 10.

15.   Компьютерные преступления. Мультимедийная энциклопедия «Кругосвет», 12.12.2000.

16.   Ляпунов Ю., Максимов В. Ответственность за компьютерные преступления //Законность. – 1997. – № 1.

17.   Орлов Н.В.  Практика использования программы «ФРС» для составления компьютерных субъективных портретов разыскиваемых лиц. – М., 1995.

18.   Юсупов P.M., Пальчун Б.П. Обеспечение безопасности компьютерной инфосферы / Вооружение. Политика. Конверсия. № 2, 1994.

 

Hosted by uCoz