Педагогическая
направленность журнала «Современник» (1836-1866 гг.)
В 1836 году А.С.
Пушкину удаётся организовать собственный журнал под названием «Современник».
Журнал был разрешён как чисто литературный, с невыгодной периодичностью: четыре
номера в год.
В первом же номере
журнала никакой программы опубликовано не было, и это вызвало нарекания.
Пушкину было трудно расшифровать свою программу, когда журнал был поставлен в
узкие рамки литературного сборника.
Начинающий журналист
В.Г. Белинский в заметке «Несколько слов о «Современнике» в журнале «Телескоп»
с доброжелательным отзывом встретил появление нового журнала, во главе которого
стоял Пушкин. Однако второй номер вызвал его критические замечания за салонный,
аристократический тон некоторых статей и литературных произведений Вяземского,
Одоевского: всё окружение поэта Белинский оценивал критически.
Пушкин, выступая
руководителем издания, все внимание сосредоточивает на литературной части
журнала. В «Современнике» почти нет переводов: редактор предпочитает печатать
своих, русских литераторов. Привлечение внимания читателей к отечественной
литературе, новой литературной школе, особенно прозе, – вот что стало предметом
заботы Пушкина.
В журнал был привлечен
Н.В.Гоголь как писатель и публицист. Статья Гоголя «О движении журнальной
литературы» в первом номере «Современника» является ярким документом журнальной
полемики передовой журналистики.
Помимо Гоголя в
журнале печатались Жуковский, Вяземский, Баратынский, Тютчев, Одоевский и
другие[1].
Отдел прозы пополнялся воспоминаниями, документальными материалами, отражавшими
интерес к русской истории. Сам поэт напечатал в журнале «Капитанскую дочку»,
«Скупого рыцаря», «Путешествие в Арзрум», статью «Джон Теннер» и другие
произведения.
Пушкин сознавал некоторые
недостатки своего журнала и в конце 1836 г. задумал его реорганизовать: хотел
пригласить в отдел критики Белинского и других ярких публицистов, но его
трагическая гибель нарушила эти планы.
При жизни Пушкина
вышло всего четыре номера «Современника». Пятый номер был издан уже после
смерти поэта его друзьями – Жуковским, Вяземским и П.А.Плетнёвым.
После девятилетнего
забвения журнал был выкуплен в 1846 г. Н.А. Некрасовым и И.И. Панаевым. Идейным
руководителем «Современника» становится В.Г. Белинский. 1847 – 1848 гг. –
короткий, но самый замечательный период в журналистской и
общественно-политической деятельности Белинского. Он публикует в журнале
статьи: «Взгляд на русскую литературу 1846 года», «Ответ «Москвитянину»,
рецензии на повторное издание «Мёртвых душ» Гоголя, его «выбранные места из
переписки с друзьями» и другие материалы.
«Письмо к Гоголю»[2]
– единственное произведение Белинского, написанное без оглядки на цензуру. В
этом произведении публицист выступил в защиту гражданского значения литературы,
против крепостников и самодержавной формы правления, против догматов
православной церкви и за народное образование. «…В Вашей книге вы утверждаете
за великую неоспоримую истину, будто простому народу грамота не полезна, но
положительно вредна. Что сказать Вам на это? – вопрошает Белинский в статье. –
Да простит Вас Ваш византийский бог за эту византийскую мысль, если, только,
передавши её бумаге, Вы не знали, что творили…» И далее утверждает: «Быстрые
успехи в деле распространения грамотности в простом народе основаны на глубокой
потребности, какую чувствует народ в грамотности, и на сильном стремлении,
какое он оказывает к учению… Часто бородатые мужички ничего не жалеют при
обучении детей своих и достигают иногда цели при возможной бедности в средствах».
Настоящим подлинным
единомышленником Белинского был Герцен, который, проживая за границей, активно
участвовал в новом журнале. Он посылает свои «Письма из Франции и Италии» и
художественные произведения в «Современник».
«Письма из Франции и
Италии» представляли собой как бы непринуждённую, иногда даже шутливую беседу с
друзьями о поездке в Европу. Но эта беседа в письмах пронизана напряжённой
мыслью: Герцен старается понять не только пульс парижской жизни накануне
революционных событий 1848 г., но стремится осмыслить всё происходящее в Европе
с точки зрения России, сопоставить опыт Европы с историческим опытом своей
страны ради выработки взгляда на развитие России. Педагогические взгляды
Герцена были продолжением его революционно-демократического философского
мировоззрения, составляли с ним одно неразрывное целое.
В своих статьях
Белинский и Герцен выступали за развитие русской педагогической науки и
образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе, подвергая
критике крайние позиции славянофилов.
Белинский умер в мае
1848 г. Его смерть совпала с наступлением политической реакции. Тон журналов в
новой обстановке понизился. Теряется выдержанность направления журналов. А.В.
Никитенко, официальный редактор «Современника», отказывается редактировать
журнал. С большим трудом на место редактора проводится И.И. Панаев.
Неофициальным руководителем журнала остаётся, конечно, Некрасов. Одинокий, без
Белинского и Герцена, он пытается выдерживать прежнее направление журнала, а
ещё больше старается сохранить журнал как трибуну русской демократии для более
светлых времён. «Современник» и вся русская периодическая печать вступили в
тяжёлую полосу 1848 – 1854 гг.
«Мрачное семилетие»
«Современник» пережил с большими потерями. Цензура в обстановке реакции сурово
давила на журнал.
В журнале
публиковались случайные, подчас бедные по содержанию произведения А.В.
Дружинина, М.В. Авдеева, рассказы Григоровича, Тургенева «Четыре времени года»,
«Лес и степь», посвящённые деревне. Критика принимала фельетонный характер.
Некрасов, стремясь
сохранить журнал для лучших временен, шёл на некоторые уступки либеральным
сотрудникам. Он постоянно вёл поиски новых помощников, привлек в журнал
Писемского, Л.Н. Толстого, много печатал стихи Фета, Тютчева, Майкова, Никитина
и др.
В 1854 г. создаётся
сатирико-юмористический отдел «Литературный ералаш», где наряду со стихами
Некрасова, Панаева и других печатались первые пародии и афоризмы К. Пруткова.
Многочисленность
дворянских либералов в «Современнике» заставила Н.А. Некрасова стремиться к
обновлению состава сотрудников. В 1853 г. Он познакомился с Н.Г. Чернышевским и
в 1854 г. пригласил его сотрудничать в журнале. С приходом Чернышевского
начался новый период «Современника».
Чернышевский начал
свою журналистскую деятельность в «Современнике» как литературный критик. Он
как бы возродил принципы Белинского, как в литературной критике, так и в
журналистике. При поддержке Некрасова Чернышевский начинает борьбу за
демократизацию самого «Современника». В статье «Об искренности в критике» Чернышевский
осуждает уклончивую и осторожную критику либералов, защищая высокие принципы
критики Белинского.
Несмотря на то, что
при поддержке Некрасова влияние Чернышевского росло, ведущие позиции в журнале
ещё занимали дворянские писатели-либералы. Выход диссертации Чернышевского
«Эстетические отношения искусства к действительности», направленной против
дворянской эстетики, литературной практики писателей 40-х годов, обострил
отношения либеральной и революционно-демократической частей редакции.
Работая в «Современнике»,
Чернышевский излагает свои взгляды на злобу дня. Он пишет ряд статей,
вскрывающих недостатки официальной крепостнической педагогики («Учебник русской
словесности»[3], «Магазин
землеведения и путешествий»[4],
«О древнерусских училищах»[5]).
Характеризуя отношение правительства к делу развития цивилизации и просвещения,
Чернышевский говорил, что эта политика даёт у нас мало опоры научным и
человечным стремлениям: воспитание наше бывает обыкновенно неудовлетворительно.
Используя школу в своих целях, царское правительство не заботилось о введении
более прогрессивных методов обучения и воспитания, оно не пыталось изменить
содержание обучения, сделать его более научным и массовым.
Н.Г. Чернышевский замечал, что уже четыреста лет школы – средневековое уродство, продолжающее существовать. Школьное преподавание было наполнено «глупым педантством». Это преподавание «больше притупляет учащихся, чем приносит им пользы». При такой системе воспитываются в школе люди «дряблые, неряшливые, забитые и ограниченные, без твёрдых принципиальных устоев», – так оценивал Чернышевский постановку школьного преподавания.
Чернышевский боролся с
политикой царского правительства, которая сводилась к тому, чтобы не допустить
народные массы к просвещению. Он ратовал за то, чтобы всё население имело право
на образование.
В 1856 г. в
«Современник» приходит Н.А. Добролюбов и с 1857 г. становится постоянным
сотрудником некрасовского журнала.
Его первая статья
«Собеседник любителей русского слова» была посвящена истории русской
журналистики XVIII в. Статья, излагавшая, казалось бы, узкий
историко-библиографический вопрос, нанесла ощутимый удар по взглядам либералов
на общественную роль печати. Добролюбов ясно представлял своё место в прессе
как представителя партии народа, о чём он недвусмысленно указал в статье «О
степени участия народности в русской литературе».
Добролюбов сходился во
взглядах на воспитание и образование с Чернышевским. Перу публициста
принадлежат специальные работы по вопросам образования и воспитания: «О
значении авторитета в воспитании», «О народном воспитании», «Всероссийские
иллюзии, разрушаемые розгами», «От дождя да в воду», «Основные законы
воспитания», «Ученики с медленным пониманием», «Моё призвание к педагогическому
званию» и др.
Излагая своё
педагогическое кредо, Добролюбов заявлял, что современная система воспитания и
обучения убивает в детях и подростках «внутреннего человека», лишает их сил и
не готовит к жизни. Эта система подавляет личность, игнорирует возрастные и
индивидуальные особенности воспитанников. Противопоставив такому воспитанию и
обучению собственный педагогический идеал, Добролюбов писал: «Воспитание, точно
так, как все теоретические науки, имеющие предметом внутренний мир человека,
имеет своею задачею только возбуждение и прояснение в сознании того, что уже
давно живёт в душе, только живёт жизнью непосредственною, бессознательно и
безотчётно».[6]
Добролюбов критиковал
ущемление права на образование народа из-за сословных, религиозных,
национальных ограничений. Полноценное образование, замечал он, остаётся в
русском обществе монополией богатых. Он выступал за новое образование, давая
ему психолого-педагогическое и социальное обоснование: «Искусства обращаться с
детьми нельзя передать дидактически… Главное, что должен иметь в виду
воспитатель, – это уважение к человеческой природе в дитяти, предоставление ему
свободного, нормального развития, старание внушить ему прежде всего и более
всего – правильные понятия о вещах, живые и твёрдые убеждения, – заставить его
действовать сознательно, по уважению к добру и правде, а не из страха и не из
корыстных видов похвалы и награды»[7].
Добролюбов стоял на
демократической позиции и видел эталон воспитания в удовлетворении
«естественных стремлений» человека, которые «могут быть выражены в двух словах:
чтобы всем было хорошо». Добролюбов полагал, что умственное, физическое и
нравственное воспитание никоим образом не следует обособлять друг от друга[8].
В 1858 – 1859 гг.
продолжает меняться состав сотрудников. Некрасову не удаётся в этой обстановке
сохранить договор об исключительном сотрудничестве в «Современнике» Толстого,
Тургенева, Островского и Григоровича. Но зато в журнал приходят
Салтыков-Щедрин, Решетников, М. Антонович, Н. Серно-Соловьевич, Г. Елисеев,
начинают активно сотрудничать поэт М. Михайлов, очеркист Н. Успенский и др.
С 1859 г. меняется и
структура издания. «Современник» превращается из литературно-общественного
журнала в общественно-политический и литературно-художественный журнал. Он
делится не на пять и более отделов, а на два: литературно-художественный и
публицистический. Объём и значение публицистики возрастают. Открываются отделы
«Политика» и «Свисток»[9].
Обязанности между
основными сотрудниками «Современника» распределялись в 1859 г. таким образом:
за Некрасовым оставалось общее руководство журналом и отдел художественный,
Чернышевский руководил отделом политики, Добролюбов – отделом критики и
библиографии, Елисеев – внутренним обозрением, Михайлов и Шелгунов освещали
вопросы зарубежной науки и литературы, а также женский вопрос.
В период подготовки правительством
реформы 1861 г. журнал «Современник» много внимания уделял крестьянскому
вопросу. Журнал, представляя интересы крестьян, со своих страниц требовал их
участия как равной стороны в решении крестьянского вопроса («Материалы для
решения крестьянского вопроса»). Главными вопросами в связи с подготовкой
отмены крепостного права были вопросы о земле, выкупе, о правах крестьян.
После 1859 г. статьи
«Современника» становятся всё резче, всё отчётливее звучит мысль о
необходимости народной революции.
Борьба с
крепостничеством за революционные формы преобразования велась и в области
философии. В 1860 г. в журнале была опубликована статья Чернышевского
«Антропологический принцип в философии». В статье Чернышевский поднимает вопрос
о природном стремлении человека к счастью, равенству и свободе. Затрагивая в
работе педагогические аспекты, он говорит, что деятельность и воспитание
человека обусловлены прежде всего социальной средой. Личность формируется под
воздействием разнообразных общественных факторов и институтов, под влиянием
искусства и литературы, семьи и школы. Социальные перемены ведут к изменениям в
характере народа в целом и характере отдельных его представителей. Под этим
углом рассматривались роли наследственности и воспитания. «Злодей и негодяй не
родится злодеем и негодяем, а делается им от недостатка нравственного
воспитания и бедности… у всякого почти, как бы дурен ни был он, остаются ещё
известные струны в сердце, дотронувшись до которых, можно пробудить в нём голос
совести и чести» [10].
Подобные мысли о
влиянии социальной среды на личность звучат и в другой статье Чернышевского
«Июльская монархия»: «Политическая власть, материальное благосостояние и
образованность, – все эти три вещи
соединены неразрывно. Кто находится в нищете, тот не может развить своих
умственных сил; в ком неразвиты умственные силы, тот не способен пользоваться
властью выгодным для себя образом; кто не пользуется политической властью, тот
не может спастись от угнетения, т.е. от нищеты и невежества»[11].
Реформу 1861 г.
сотрудники «Современника» встретили резко отрицательно: они понимали её
антинародный, крепостнический характер. Царь обманул народ, и журнал всеми
средствами старался сделать эту истину достоянием широких масс.
Не имея возможности
открыто выразить своё отношение к реформе, «Современник» встретил её «заговором
молчания». Текст царского Манифеста от 19 февраля 1861 г. был вынесен на
титульный лист журнала, т.е. как бы отделён от содержания номера, в самом
мартовском номере не было ни одной статьи о реформе. Это была своеобразная
форма протеста против грабежа и нового закабаления крестьян. А во Внутреннем
обозрении третьего номера можно было прочитать такие слова: «Вы, читатель,
вероятно ожидаете, что я поведу с вами речь о том, о чём трезвонят, поют,
говорят теперь все журнальцы и газеты, т.е. о дарованной крестьянам свободе.
Напрасно. Вы ошибаетесь в ваших ожиданиях. Мне даже обидно, что Вы так обо мне
думаете…»
Всеми способами,
используя эзоповский язык, журнал стремился натолкнуть читателя на мысль о
необходимости продолжения борьбы за подлинное освобождение.
Революционно-демократическое
движение эпохи 50-х и начала 60-х гг. положило начало студенческому движению в
России. Наибольшего подъёма и силы оно достигло в Петербурге осенью 1861 г.,
когда по улицам прошли открытые массовые демонстрации. Непосредственной
причиной этих студенческих выступлений были ограничения в области экономической
и корпоративной жизни студенчества. Новыми университетскими правилами 1861 г.
введены были матрикулы для студентов, усилен надзор за студентами, запрещены
студенческие собрания, сходки, публичные лекции, концерты, студенческие
библиотеки и студенческие кассы.
В связи с
происходившими в то время студенческими волнениями Чернышевский пишет статью
«Научились ли?». В ней он со всей силой обрушивается на политику правительства
в вопросах культуры, на всех, кто борется с культурой, кто выступает против
просвещения народа.
С начала 1861 г.
начинается особенно резкая полемика с «Современником» таких журналов, как
«Русский вестник» М.Н. Каткова и «Отечественные записки» А.А. Краевского. Цель
Каткова заключалась в том, чтобы расшифровать политическую линию
«Современника», в частности Чернышевского, вызвать недоверие правительства к
журналу демократии и подтолкнуть к расправе с ним и его ведущими сотрудниками.
Чернышевский отвечал своим противникам статьёй «Полемические красоты», которая
доказывала консерватизм как «Русского вестника», так и либеральных
«Отечественных записок».
Восстания крестьян,
недовольных реформой, распространение «Колокола», революционных прокламаций в
1861 – 1862 гг. («Великоросс», «К молодому поколению», «Молодая Россия»)
серьёзно пугали правящие круги. И, совершив ряд провокаций, правительство
перешло в наступление на лагерь революционной демократии. В 1862 г. были закрыты
воскресные школы, приостановлены на шесть месяцев передовые журналы
«Современник» и «Русское слово», арестованы ряд лиц, принадлежавших
революционной организации «Земля и воля». В числе арестованных оказался и
Чернышевский.
Такими мерами
правительство надеялось покончить с революционно-демократическими изданиями.
Однако это не удалось. Некрасов, оставшись один (Добролюбов умер в конце 1861
г., Панаев – в начале 1862 г.), сумел оправиться от удара и продолжал издание
журнала ещё три года, с успехом провозглашая демократические ценности.
Примечания:
[1] Есин Б.И. История русской журналистики XIX в. – М., 1989. – С.47-50.
[2] «Письмо к Гоголю» впервые опубликовано в «Полярной звезде» Герцена (1855. №1). До этого широко распространялось в рукописях.
[3] Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., Т.1. С.218-220. // Современник. – 1854. №12.
[4] Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., Т.1. С.222-230. // Современник. – 1855. № 1.
[5] Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. Т.1. С.398. // Современник. – 1855. №5.
[6] История социальной педагогики. – М., 2001. – С.231.
[7] Добролюбов Н.А. Педагогические сочинения. – М., 1949. – С.136-147.
[8] Козьмин В.Ф. Педагогические идеи Н.А.Добролюбова // Добролюбов Н.А. Избр. пед. соч. – М., 1988. С.6-18.
[9] Есин Б.И. История русской журналистики (1703 – 1917). – М., 2001. – С.38-42.
[10] Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – С.286-287.
[11]Разумовский Н.Н. Педагогические идеи Н.Г.Чернышевского. – М., 1948. – С.289. // Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. – Т.VI. С.81.