Н.А.Оганесянц

 

Образовательные аспекты информационного неравенства

                                

Перспективы образования в современном информационном обществе во многом связаны с особенностью его культуры. Изменение социокультурного контекста обучения выдвинули на методическую авансцену идею системы открытого образования. Важной чертой этой системы является глобальность. Глобальная информационная сеть олицетворяет состояние сознания постиндустриального общества, в котором демассификация средств информации открывает возможность для развития индивидуальности.

Глубокое изменение личностных характеристик человека – это процесс, который относится к современным стадиям информатизации общественной жизни. Наиболее радикальные гипотезы  предполагают возникновение нового биологического вида человека – гомо-интелигенс, главной чертой которого является информационная потребность. Усилия, которые должен прикладывать профессионал, чтобы быть конкурентно способным, формируют тип «саморазвивающихся людей».

Развитие поликультурного, взаимозависимого мира нового тысячелетия получило теоретическое обоснование в книге проф. социологии Калифорнийского университета Мануэла Кастельса «Информационный век: экономика, общество и культура». В его представлении ядром коммуникационной организации современного общества является  не сама информация, а сетевая логика, придающая информации качества и функции, системно преобразующие все основные сферы жизнедеятельности людей. Новая коммуникационная система радикально трансформирует основные измерения человеческой жизни. Пространство, лишенное локальности, и безвременное время – материальные основы новой культуры.

Основной вектор «сетевого общества» прокладывает путь глобализирующему капитализму. Глобальная рыночная экономика не является планетарной, так как ее основные сегменты затрагивают экономические структуры некоторых стран и регионов в пропорциях в соответствии с международным разделением труда. Сегодня из 6 млрд. жителей Земли 4,5 млрд. живут в развивающихся странах, причем 80% из них не пользуются даже телефоном. Доступ к Интернет один из критериев, по которому государства делятся на богатые и бедные. Так, всего 6% населения мира являются пользователями Интернет.

Термин «digital divide» (цифровое неравенство) впервые употребил американский президент Б. Клинтон в 1999 году, сравнив телекоммуникацию с эпохой электронного медиафронтира (расширения границ). Единой терминологии цифрового неравенства не сложилось, употребляют также термины «электронное неравенство», «цифровое расслоение общества», «информационное неравенство», характеризуя эту проблему не столько как инструментально-техническую, сколько социально-экономическую, лингвистическую и культурологическую.

Возникновение информационного неравенства связано с тем, что экономика традиционно ориентируется на платежеспособный спрос населения. Только около 100 млн. человек имеют доход больше 20 тыс. долларов в год. На 2002 г. объем годового потребления электронной продукции на душу населения США составил 1000, в Европе – 850, в России –50 дол. Около 30% прироста валового внутреннего продукта США возникает за счет ИТ, а общий продаж ИТ составляет порядка 600 млрд. дол. в год, и по этому показателю отрасль уже обогнала авиационную и автомобильную промышленность.

Другой пример информационного неравенства связан с тем, что 80% объема программного продукта в мире создается  на английском языке, т.е. можно говорить о лингвоцентризме или лингводетерменизме  компьютерных коммуникаций. В то же время 75 % населения мира не говорят на английском языке. По оценкам специалистов в области международной лингвистики каждые две недели исчезает один язык, а к концу 21 века из 2000 языков 90% могут исчезнуть навсегда.

Россия, имеющая 1/40 часть населения мира, занимает лишь 200-е место по уровню информатизации. Объем услуг в сфере ИТ приблизительно 50-60 млн. дол. В рейтинге фонда «Общественное мнение» по процентному отношению числа пользователей Интернет на душу населения РФ в 3-м десятке позади ЮАР, Бразилии, Мексики. Цифровой раскол характеризуется также тем, что большинство пользователей имеет доступ к e-mail  и развлекательным сайтам, а в меньшей степени интересуются  образовательными возможностями телекоммуникаций. Ресурсы и потребители ИТ на территории России распределены неравномерно, в основном в Европейской части. Интернет в России остается элитарным средством информации. Проблема информационного неравенства внутри отдельных стран существует и в других государствах (в США среди афроамериканского и испаноязычного населения и людей в  возрасте за 50).

Образовательные аспекты проблемы информационного неравенства – сравнительно новая проблема. По оценкам экспертов к 2005 году число пользователей Интернет достигнет 3 млрд. Доступность Интернет технологий и распространение электронного бизнеса привели к появлению различных образовательных проектов в этой области. По данным ООН, если в средине 20 века 20% рабочих мест требовали высокой квалификации, то сегодня эта доля составляет 60%. По ряду оценок на протяжении 1999-2002 годов в России ежегодно насчитывалось 32,8 млн. человек, нуждающихся в основном и дополнительном образовании, а средняя ежегодная численность реально обучаемых - 8 млн. человек.

Во всех ведущих странах действуют национальные программы по вхождению в глобальное информационное пространство в своих национальных интересах. Осознание важной роли повышения образовательного уровня населения в обеспечении экономической и социальной безопасности государства требует решения стратегических задач в смене парадигмы обучения на инновационную:

1)                 создания единого образовательного пространства;

2)                 внедрение единых информационных технологий;

3)                 формирование дифференцирования по уровням системы непрерывного образования;

4)                 смену приоритетов в области дидактики и методики обучения на самостоятельную творческую работу.

Зарубежный и российский опыт показывают, что будущее образования за широким использованием гибких комплексных моделей учебного процесса, прежде всего дистанционных. Так, 70 % процентов образования Швеции – дистанционное. По оценкам компании University Access, 30% американских колледжей предлагает образовательные программы в Интернет. Учреждения образования в США пользуются услугами различных коммерческих и общественных сетей. Американская ассоциация колледжей Educause через Интернет 2 имеет доступ к базе данных NASA и объединяет 180 научных институтов и университетов, которые платят более 80 млн. долларов за пользование сетью.

Широкие возможности для обучения современным конкурентно способным специальностям, гарантии качества диплома, относительная невысокая стоимость (600-800 дол. в год) позволили многим европейским дистанционным учебным заведениям закрепиться на рынке образовательных услуг России. Этому способствуют высокие конкурсы в учебные заведения, имеющие госбюджетное финансирование, стоимость жизни в крупных городах и тарифы на транспорт, сделавшие очную форму образования практически недоступной для значительной части населения страны. Сегодня на территории России работают около 3,5 тыс. западных университетов. Только Австралия представлена в России 15 университетами.

Доктрина информационной безопасности РФ ставит перед системой образования задачи адаптации подрастающего поколения к социально-экономическим, культурологическим и цивилизационным  аспектам глобальной информатизации. Впервые проблема развития дистанционного обучения в российской системе образования была рассмотрена на коллегии госкомитета по Высшей школе  Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ в 1993 г. Была обоснована социальная, экономическая и геополитическая целесообразность создания Единой системы дистанционного обучения (ЕСДО), в том числе специализированных курсов для повышения квалификации кадров. Реализация ЕСДО дает возможность расширить круг потребителей образовательных услуг в труднодоступных  и малонаселенных регионах, удаленных от культурных и научных центров.

Создание телекоммуникационной инфраструктуры на этапе перехода школы к образованию с использованием ИТ осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия» стоимостью в 2,6 млрд. долларов. Цель программы  - к 2010 году увеличить долю сектора ИТ до 2% экономики.

В России развитие информационных технологий значительно опережает процесс создания информационной среды. Экономическая и технологическая ситуация внедрения дистанционного обучения зависит от распространенности телекоммуникаций на территории страны, которая занимает 37 место в мире по уровню телефонизации Общая аудитория пользователей Интернет всего 7-8 %. Из них 50 % пользователей имеют доступ на работе, 25 % - дома, 25 % - по месту учебы.

По данным исследования 1999 в России 1 компьютер с современным интерфейсом приходился на 500 учащихся. На одного специалиста информатики – 1000 учащихся. Менее 2 % образовательных учреждений имели в распоряжении средства сетевого взаимодействия и 1,5 % выход в глобальную сеть. В США этот показатель 90 %, а 1 компьютер в среднем на 5,4 учащихся (2000). Такой уровень был достигнут после подписанного президентом Биллом Клинтоном в 1994 году закона о реформе образования «Цели 2000 года» (“Goals 2000: Educate America Act”).

В 2001 году было принято постановление правительства РФ о федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005)», в которой планируется довести число компьютеров в общеобразовательных учреждениях РФ до соотношения 1 на  80 учащихся.

В ФЦП определены 11 направлений информатизации образования. Они охватывают весь спектр работ – от педагогики информационных технологий, встраиваемых в существующий образовательный процесс, до интегрированной автоматизированной информационной системы сферы образования (ИАИС), призванной решить задачи управления отраслью.

Одним из международных благотворительных проектов в области информатизации образования является программа Intel «Teach to the Future» (Innovations in Education). Корпорация Intel намерена вложить в ее реализацию 100 миллионов долларов в виде денежных средств и оборудования, чтобы стимулировать использование преподавателями новейших информационных технологий. К концу 2003 г. инициативой было охвачено полмиллиона преподавателей в 24 странах мира, в том числе 10 тыс. - в России.

Информатизация образования в России – это неизбежный процесс, требующий демократизации учебного процесса. Его составляющими являются физическое пространство (наличие развитой инфраструктуры), информационное пространство (доступ к глобальной информационной сети), коммуникационное пространство учебного процесса (совокупность партнеров общения).

 

Примечания:

 

  1. Вартанова Е.Л. Европейские неравенства эпохи Интернета.// Вестник Московского Университета, Серия №10, №б Журналистика, 2001
  2. Итоги эксперимента в области дистанционного обучения и перспективы развития дистанционных образовательных технологий (Решение коллегии от 26.05.2002).// Инновации в образовании, №4, 2002
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. (под ред. Полат Е.С.) – М: Academia, 1999
  4. Тихомиров В. Открытое образование в России: ожидания и первые результаты. //Вестник высшей школы Alma mater, №5, 2002
  5. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. 1 The Rise of the Network Society. Blackwell Publishers, Malden, Massachusetts, USA, 1996
  6. Hutchinson S. Computers: the User Perspective. – Boston: IPWING INC, 1990

 

 

Hosted by uCoz