Н.В.БУЛАХ

Жанр мемуара в контексте художественного творчества писателя.

 

 

Литературоведение располагает богатым и неоценимо важным опытом аналитического и одновременно интерпретирующего рассмотрения литературных произведений, которое обогатило и углубило их понимание в духовном, культурологическом  и эстетическом аспектах. Общепризнано, что “память-основа культуры. Мемуаристика –  суть словесно овеществленная память” ( Л. Гинзбург ), одно из средств духовной преемственности поколений и один из показателей уровня цивилизованности общества, его сознательного, аналитического отношения к своему прошлому, а следовательно, и к своему бытию вообще.

Мемуар - как особое явление духовной жизни –всегда порождение ренессансной эпохи. В них (мемуарах) отражаются переломные этапы умственного развития личности, понимания  ею « себя в мире» и «мира в себе» (А.Тартаковский).

 По наблюдениям ученых одна из причин всплеска интереса к написанию и прочтению мемуаров –изменение истории. Или, говоря литературоведческим языком, изменение «сюжета жизни» вызывает интерес к субъективно отраженному  объективному историческому факту. Для стремления к письменному самовыражению  субъекта  необходим объективный исторический катаклизм, либо катаклизм в культуре (смена религий, идеологий). Если история делалась руками автора, он пытается сохранить  и документально   подтвердить произошедшее в веках. Так появляются перегруженные фактическим материалом документально – публицистические мемуары  полководцев  и политических деятелей. Иное восприятие у художников: эстетизированное ощущение реальности заставляет их  воспринимать свое судьбоносное появление в мире  « в его минуты роковые »  как долг перед читателем и самим собой – запечатлеть ВРЕМЯ. Таким образом, намечаются определенные ретроспекции  мемуаристики: личностно – субъективная и хронологически – эстетическая. Исходной проблемой становится соотношение между концепцией личности, присущей эпохе, и  художественным ее изображением.  Даже если рассматривать эстетическую структуру мемуара имманентно, исследователь неизбежно и невольно будет учитывать ее историческое качество. Ибо именно « установка на подлинность» (Гинзбург Л.), исторически правдивый факт является  одним из показателей, определяющих жанровую природу мемуаристики. Следовательно, избежать  историко-культурного контекста в  исследовании произведения мемуарного жанра не удастся.

С другой стороны, даже моментальный фотографический снимок предлагает нам изображение  под определенным (авторским) углом зрения. Тем более, этическая и эстетическая концепция художника. Здесь субъективность автора мемуара включает в себя направленную интерпретацию «сюжета судьбы», оценку им определенных исторических явлений и воплощение авторского философского взгляда на мир, который сопряжен с духовным самораскрытием писателя. Все вышеизложенное воплощается в тексте, который в свою очередь разворачивается во времени и пространстве. Между автором и читателем происходит своеобразное «автобиографическое соглашение» (термин Ф. Лежёна). Некий договор, который повествователь заключает с мысленным адресатом (реципиентом), когда представляет ему себя самого, эпоху, поясняет смысловую и литературную задачу книги. Читатель, опираясь на определенные общеобразовательные знания, интерпретирует полученную художественную информацию прямопропорционально своим эстетическим и литературным знаниям.

Наиболее простой и генетически первичный способ интерпретирования художественного текста – его интуитивное понимание. Интуитивное восприятие текста реципиентом мотивируется целым рядом внешних и внутренних факторов:

1)      Относительно адекватной интерпретацией художественного текста читателем в сфере эстетических и этических норм исторического времени;

2)      Идейно-тематическими намерениями говорящего (автора, героя, повествователя);

3)      Интерпретацией системы образов передающей и воспринимающей стороной;

4)      Семантическим полем слов и словосочетаний в срезе времени;

5)      Доминированием определенных языковых функций эпохи…

Таким образом, для выявления интерпретирующих компонентов художественного произведения можно обращаться к разным его уровням в зависимости от поставленной задачи. Прежде всего, и чаще всего исследователем принимается рабочая гипотеза, согласно которой смысл слова зависит от смысла целого текста (А. Потебня, В. Виноградов). Закономерно, что в подобной ситуации вводится понятие – контекст. Ибо любая интерпретация текстов, их научное или читательское толкование неизбежно приводит к данному термину.

Изучение контекста – необходимое условие проникновения в смысловые глубины произведения, одна из существенных предпосылок постижения как авторских концепций художественного произведения, так и первичных интуиций читательского процесса.

Контекст литературного произведения не имеет определенных рамок, он безгранично широк. Логично предположить, что контексты художественных произведений одного автора (точнее, множественность контекстов у одного автора) сливаясь в «большом историческом времени» (М. Бахтин) образуют единый контекст художественного творчества писателя.

В контексте художественного творчества А. Белого сказывается весь сложный и полный противоречий процесс развития психологии автора, неразделимо связанный как с параллельно происходящими философскими и творческими исканиями писателя, так и явлениями социально-культурной жизни его современности.

Мемуарная трилогия А. Белого (последнее произведение автора), следуя законам жанра, неизбежно должна была вместить в себя «макро-микросреду» автора и эпохи. А единый контекст творчества художника, являясь эстетически образующей структурой личности автора, одновременно воплощается в содержании всего художественного творчества писателя.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz