[ХМЭ1]                                       Н.Е. ХУБУЛОВА

 

К  вопросу  становления  жанра  исторического

романа  и его  развитие в осетинской  литературе

60-80-х  годов  .

 

 

        Роман  ХХ  столетия  претерпел  существенное  изменение  и  обрел  качественно  новый  характер. Говоря  о компактности , cжатости  современной  романной формы, в  статье  ,, Черты литературного  развития ‘’, Д.Лондон  писал : ,, Любой  жанр  современной  литературы дает  примеры … cтремления  к  краткости… Роман  сегодняшнего  дня  обычно  насчитывает  40-70 тысяч слов…Мистер  Киплинг, кажется  уже  установил для романа норму в  40-50  страниц…Отсюда и требование эпизодичности…  Он  краток,прост, отрывист, свободен, в его произведениях нет ничего лишнего’’[ХМЭ2] . 1

              Стремление к созданию  лапидарного по стилю  романа,  отличающегося   краткостью  и точностью  мысли / вспомним  чеховское  определение ,, чтобы  словам  было  тесно , а  мыслям  просторно’’/, в  то же время  встретилось  с необходимостью углубленного и  всестороннего  охвата  действительности, выяснения  места  человека  в бурно  развивающемся  социальном  мире, его  участия  в  событиях, определяющих  судьбы  его  народа, его  истории. Это  приводило  к созданию  романов-эпопей, циклов  романов, насчитывающих  многие  сотни  страниц.

                Обе  названные тенденции  определили  развитие  мировой литературы  уже в  начале  ХХ  века . Русская  классика,-по  свидетельству  известного  философа А.Гулыги,-объединила  все  европейские  тенденции  и дала  нечто  новое, что  превратило  русский роман  в ,, уникальное  явление  , поставив его  вровень с  такими  неповторимыми  достижениями  мировой  культуры, как античная  пластика, живопись  Возрождения, немецкая  философия’’2

                 Новации  литературы  ХХ  века  коснулись, разумеется , и  такого  жанра , как  исторический  роман, который  достаточно широко представлен  и в  осетинской прозе  произведениями  таких  авторов, как Д.Мамсуров, Е.Уруймагова,Т.Бесаев, C.Джанаев,   В.Цаголов,М.Булкаты, Н.Джусойты,У.Богазов,  С.Марзоев  и другие.

               Оcетинский исторический роман  возникает  и формируется  на рубеже  ХIХ- ХХ  веков. В  cвоей  работе ,, Четыре этюда   об осетинской прозе ‘’  профессор  З.М.Салагаева  считает  первым  в этом  жанре,  недошедший  до нас  исторический  роман  К . Л .  Хетагурова, отрывок  из  которого  был  помещен  в газете ,, Северный  Кавказ ‘’  за  1889  год .3

               Жанр исторического  романа  в осетинской литературе  развивается  с учетом  опыта  русского  исторического  романа. В  центре  внимания  этих  произведений  были  события  далекого  прошлого, жизнь  осетинского  народа – подлинного  творца  истории.

                Первые  исторические  романы- ,,Абреки’’Г . Цаголова, ,,Жертвы  обычаев’’ А. Коцоева, написанные  еще  до  революции, так  и остались, к сожалению, незавершенными. Но  уже в 30-е годы  осетинская  литература  пополнилась  такими историческими  романами,  как  ,,Шум  бури’’/1930/ К.Фарниона, ,,Разбитая  цепь’’/1935/ Б . Боциева, ,,Ахсарбек/1940/ Д . Мамсурова  и другие. ,,При  всем  различии  проявления  в них  историзма  эти  произведения  объединяет  стремление  проникнуть  в сущность  глубинных  сдвигов  эпохи’’. 4 Поэтому  30-е годы  следует признать  важным  этапом  в  истории  осетинской  литературы, когда  утвердился  жанр  романа  и устоялись  традиции  романистики.Это  позволило  осетинскому  роману  сделать  шаг  к глубокому  историзму, к  эпичности.В  40-50-е  годы  появляются  эпические  полотна  на  историко-революционную  тему; ,,Фатима’’ Е .Бекоева, ,,Навстречу  жизни’’ Е. Уруймаговой,  ,,  Поэма о героях ‘’  Д . Мамсуров,  ,, Непобедимая  сила ‘’  Д . Джиоева  и  другие.

                 Романы,появившиеся  в последующие  60-70-е годы, отмечены  философской  осмысленностью  действительности, динамичностью  сюжета, колоритностью  национальных  красок, образностью  языка.В  основу  большинства  исторических  романов  этих  лет  легли  подлинные  исторические  события, явившиеся  переломными  в судьбе  осетинского  народа.

                  К  числу  этих  произведений  и принадлежит  трилогия В.Цаголова  ‘’ Послы гор ‘’, ‘’Ожидание’’,’’Месть’’, первый роман которой вышел  в 1965 году. 5 Неразрывно  связанные  с традициями  исторического  романа  в осетинской  литературе, романы  В . Цаголова  несут в себе  и качественно  новый  характер. Автор  глубоко  изучил  и  художественно освоил  богатые  исторические  материалы, освещающие  присоединение  Осетии  к России.

                   Появление романа ,,Послы гор’’  вызвало  живой интерес  литературной  критики, суждения  которой, но  в некоторых  из  них наряду  с достоинствами, отмечались  и недостатки; определенная  схематичность  в изображении  героев, отсутствие  пейзажных  зарисовок, сухость  авторского  слога.6  С годами интерес  к роману  критиков  и  литературоведов  не  ослабевал.В 1980  году  в статье  о В. Цаголове  ,,Всегда  в пути ''Д .А.Гиреев обоснованно  утверждал, что В . Цаголов ,, художественно  разработал  новую  страницу  истории, раздвинул  рамки  самого  жанра, вынес события  далеко за пределы Осетии, тесно переплел  судьбы  родного  народа  с Россией’’  7. Все  эти   годы  В.Цаголов  продолжал  работать  над  трилогией.В 1989 году  вышел  второй  роман ,,Ожидание’’,а в 1996 году-  третий-,,Месть’’.

             Целостное  осмысление  исторической  темы  присоединения  Осетии  к России, работа над  последующими  частями  трилогии- романами ,,Ожидание’’ и  ,,Месть’’ сделали  очевидным необходимость  доработки  романа ,,Послы гор’’.В  1989 году  была  завершена работа  над  второй редакцией романа, и он вышел  существенно  переработанным. Переработка  шла  в направлении  углубления историчности, достоверности  исторических  образов, к передаче  общей  атмосферы  самой  эпохи.Во второй редакции роман  стал  проще, он  уменьшился  на 31 главу, отдельные сцены, несвязанные  с основным сюжетом, были убраны,исчезли  случайные  второстепенные  герои. В то же время  автор  ввел  несколько  новых  глав, так, например, главы , повествующие об интересе  Оттоманской  Порты  к событиям, происходящим  в Осетии и о верности  Корану и пропаганде его  среди  осетин/ глава 24 часть 1/, о  влиянии кабардинских  князей  на дигорцев / глава 18 часть 1/.Центром  всех описываемых событий  в первой редакции романа  был Санкт-Петербург, во второй-расширены главы, в которых  действие  происходит на  Кавказе. Перед  читателями  проходят  многочисленные  представители  осетинского  народа, многие  из  которых  оставили  след  в трудах  историков Осетии.8

                   Сравнение  двух  редакций  романа  позволяет  увидеть  следы  тщательной  работы  автора  над  каждым  образом

/ будь  то  вымышленный  герой  или историческая  личность/ . Например , заметные  изменения  претерпел  образ  русской  императрицы Елизаветы Петровны, чьи годы  правления /1741-1762/ совпадают  с эпохой в романе. Во  второй редакции  е  образ  значительно  отличается  от  первой.Елизавета Петровна  в романе  впервые  появляется  в  главе 9 части 1.Автор  описывает покои государыни, ее распорядок  дня, утренний  разговор  с наперстницей Маврой  Шуваловой, перед  читателями  воочию  предстает властная  государыня, дочь Петра Великого  и  продолжательница  его реформ. Она  занимается  не только государственными  делами  и  политикой, но и вникает  в  жизнь своих  приближенных. Наряду с этим ,писатель  отмечает,-и это делает  ее  образ  психологически  более  убедительным  и достоверным,- что она, как  и всякая женщина  интересуется  нарядами, украшениями  и  горько  вздыхает  о прошедшей  молодости. Кроме  того,нетрудно  заметить, что  типологически  образ Елизаветы Петровны  приближен  к русской  исторической романистике, в частности  к  роману  М.Волконского ,, Кольцо  императрицы’,’ 9 а  также к различным  историческим  источником. В качестве одного  из них  нужно  назвать ,,Исторические  портреты’’  В.О.Ключевского, 10 к которым обращался В. Цаголов. Образ Елизаветы Петровны  в романа ,,Послы гор ‘’ по своему  содержанию  близок  к  характеристике, которую  дают  современные  историки  и писатели. 11

                 Обращение  к историческим  документам  никак  не сводится  к частным, упомянутым  нами  примерам. Исторические материалы, положенные  в  основу  романа ,,Послы гор’’,неизменно более  широкие; в первую  очередь, это  труд  историка М. Блиева  ,,Присоединение  Северной  Осетии к России’’,12 книга  на которую  В. Цаголов  опирался, что  сразу же  было  отмечено  в литературной  критике.Так, например, в статье  ,, Современный  осетинский исторический  роман / 60-70-е годы/, А. Хадарцева  писала ;,,…если  даже  автор  где-то  погрешил против  действительности, домыслив  какие-то  образы, обстоятельства , то  сделал  это  с достаточным  чувством  такта, с учетом  требований сюжета  художественного  произведения, не  искажая основных  линий  исторического  развития ,исторических лиц ‘’  13 / подчеркнуто мной –М. Х./

                Как  видим, исследователь  обращает  внимание  на  соблюдение  принципов  историзма, хотя само  по себе, понятие  это  в достаточной  степени  сложное  и неоднородное, особенно, когда речь  идет об  осетинской  литературе.

                Анализ  осетинских исторических  романов 30-60-х годов  наглядно  свидетельствует  о том, что   они  отличается  правдивостью , стремлением к  изображению  конкретных  исторических   событий. Как  отмечает Р.Белянина  в своей посвященной  этому жанру в  осетинской  литературе,  ,, только правдивая, исторически  верная  передача  действительности, создание  характеров, является  порождением  конкретной  эпохи, делает  художественное  произведение  по-настоящему  значимым’’.14

                Трактовка  темы  в обозначенном  выше  аспекте  позволит  решить  такие  важные  и глобальные  вопросы, как ;

                  а/ жанровое  своеобразие  осетинского  современного

                       исторического  романа,

                   б/ типологические  его  схождения  и различия  с  другими  национальными  литературами, в  первую  очередь, с  русским историческим  романом,

                    в/ особенности  национальной  психологии и мышления,воплощенные писателем  в художественные  образы.

                   Формирование  и становление  жанра  исторического  романа  в осетинской литературе, на срезе  обозначенных  выше десятилетий, нуждается  в  основательном  и дальнейшем  освещении.                                      

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

 

 

 

   1   Д. Лондон. Собрание  сочинений  в  14-ти томах. М.,1961, 

        т .6 , с.15.

2        А .Гулыга . Мудрость трагедийного эпоса//Литературная

Газета, 1987 ,25 февраля.

3        З.Салагаева. Четыре этюда об осетинской прозе .Ордж.,

1970      .с .13.

4        Р. Цомартова. Осетинский историко-революционный

роман .Ордж .,1985 , с. 45.

5        В . Цаголов. Послы гор . Ордж.,  1965.

6.  З . Сагутонов. О новых книгах //  Соц Осетия ,  1965 , 31 декабря.

    С.  Марзоев.  Слушая голос времени //  Соц Осетия , 1971,  30 января.

И . Кирсанов. Рецензия//  Дон , 1966,N  5, с .183.

7.     Д.  Гиреев. Всегда в пути // Литературная Осетия, 1980, N56 ,с. 128.

8.     М. Тотров. Из истории дружбы осетинского народа с великим русским народом.  Ордж ., 1954.

9.     М. Волконский. Кольцо императрицы.  М., 1990.

10. В. Ключевский .Исторические портреты .М., 1990.

11. Е.  Анисимов. Женщины на российском престоле. Спб ., 1997.

Л. Васильева. Звезда Елизаветы // Наука  и религия , 2000,N3.     

12. М. Блиев. Присоединение Северной Осетии к России . 

Ордж.,1959.

13. А. Хадарцева. Современный осетинский исторический

роман / 60-70-е годы/.  Ордж.,  1978 ,т .33 , с. 28.

14. Р . Белянина . Некоторые особенности развития осетинского

романа 30-х годов //  Вопросы осетинского литературоведения .  Ордж., 1978 , т .33., с.72.

 


Hosted by uCoz