А.Я. ОСИПЦОВ

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМИЧЕСКИХ РЯДОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

 

Для целенаправленного воспитательного процесса необходима качественная и своевременная информация о состоянии объекта педагогического воздействия. При проверке знаний учащихся используются отработанные и эффективные средства (письменные контрольные работы, тесты знаний по соответствующим учебным дисциплинам и т.д.). Количество и качество выполненных заданий позволяет довольно точно оценить как уровень подготовки отдельных учащихся, так и качество преподавания в данном учебном заведении.

Для получения информации об уровне воспитанности, степени усвоения нравственных норм, необходимы более сложные методики, поскольку исследование нравственного облика человека более сложная процедура, чем оценка уровня его знаний. В старших возрастных группах учащихся труднее получить достоверную информацию об их внутреннем мире. Это связано с развитием и становлением личности. В школе достаточно объективную характеристику  учащимся могут дать их учителя и классные руководители, которые в течение ряда лет имеют возможность наблюдать за их реальным и вербальным поведением, беседовать с ними, в том числе и «по душам», а в вузе возможностью для подобного наблюдения преподаватели, как правило, не располагают. Поскольку воспитательный процесс не ограничивается школьным порогом, а продолжается и в вузе, то для эффективности его осуществления необходима объективная информация о состоянии нравственного сознания студентов. Получение подобной информации происходит обычно в процессе опросов.

Метод письменного пороса как одна из вербальных методик, применяемых для получения информации, включает в себя три формы вопросов: прямые, косвенные и тестовые. В этих формах вопросов смысловую нагрузку несут отдельные слова, обозначающие  личностные качества (для прямых вопросов), законченные и незаконченные фразы и предложения (для тестовых вопросов) и целые группы предложений, описывающие различные ситуации (для косвенных вопросов). Причем смысл и содержание вопросов, составленных исследователем, должен однозначно восприниматься и адекватно интерпретироваться респондентами.

В большинстве исследований нравственного сознания и при изучении личностных качеств авторы вербальных методик, конструируя вопросы, ограничиваются смысловым содержанием терминов, взятых из толковых словарей русского языка или из других словарей по педагогике, психологии и других наук. При этом исследователи полагают, что те или иные дефиниции известны респондентам, и смысл, который вкладывается исследователем в вопросы, будет воспринят респондентами адекватно. Однако в большинстве случаев происходит достаточно широкое явление, когда язык исследователя и язык респондента не совпадают, в результате чего респондент отвечает на вопросы иначе, чем полагает исследователь. Различная семантизация смыслового содержания вопросов респондентом и исследователем осуществляется вследствие различного восприятия значений многозначных слов.

Как известно, опросы бывают устными и письменными. При проведении устного опроса (интервью) исследователь имеет возможность уточнить смысл задаваемых им вопросов, особенно если интервью  проводится в индивидуальном порядке и в комфортных условиях (позволяющих это сделать). Однако, проведение опросов в виде интервью – достаточно дорогой метод, нехарактерный для массовых исследований.

При проведении письменного (анкетного) опроса возможности уточнить смысл заданных вопросов,  пояснить применяющуюся терминологию, у исследователя нет. Поэтому особое внимание должно уделяться проверке восприятия анкеты в целом и отдельных ее элементов на уровне обыденного сознания исследуемой социально-демографической группы.

При проведении анкетного опроса большое значение имеют факторы экономичности, то есть экономии бумаги и времени проведения исследования. Пространные пояснения к задаваемым вопросам занимают много места в анкете, увеличивают время  ее заполнения, тем самым, сокращая возможный «спектр» получаемой информации и вызывая затруднения у опрашиваемых.

Грамотно составленная анкета – это лаконичная анкета, в которой используемая терминология понятна подавляющему большинству опрашиваемых, однозначно ими воспринимается и адекватно интерпретируется. Главная сложность при конструировании вопросов анкеты, предназначенных для диагностики нравственных качеств личности, заключается в том, что научные термины необходимо перевести на язык респондента. Для этого существует процедура операционализации понятий, в ходе которой исходные теоретические понятия трансформируются в эмпирически воспринимаемые индикаторы. Затем, после сбора эмпирической информации, происходит «восхождение» от индикатора к исходным теоретическим понятиям-показателям. Эта процедура имеет многоступенчатый характер и связана с неизбежной потерей части информации и ее искажением. Для того, чтобы снизить потери информации и степень ее искажения желательно сократить количество переходов от показателей к индикаторам. Весьма заманчивым было бы использование показателей непосредственно в качестве индикаторов вопросов анкеты. Однако этому препятствует многозначность, свойственная практически всем понятиям высокой степени  абстракции, которая проявляется как в сфере языка науки, так и в значительно большей степени при коммуникации в обыденной жизни.

Попыткой уточнить содержание смысла вопросов является описание конкретной ситуации. При использовании вопросов в косвенной форме респонденту предлагается выразить свое отношение к поступку, совершенному в той или иной ситуации, где «зашифровано» то или иное нравственное качество. На основании отношения к поступку другого человека делается вывод о качествах опрашиваемого.

Не вдаваясь сейчас в анализ качества информации, получаемой посредством использования той или иной формы вопросов, коротко остановимся на возможностях  адекватного описания нравственных качеств группой предложений, раскрывающих нравственные ситуации.

Во-первых, достаточно сложным при описании ситуаций является выделение какого-то качества личности в его «чистом» виде. В описанных ситуациях проявляется не одно, а несколько смежных или даже различных качеств, что затрудняет выделение респондентами основного смысла, подразумеваемого исследователем.

Во-вторых,  такие описания достаточно примитивны и легко «читаются» респондентами, в результате чего респонденты проявляют социальную нормативность, то есть отвечают не так, как они на самом деле поступают и думают, а выбирают социально желательные ответы.

Наконец, большая площадь страниц анкеты, необходимая для размещения подобных описаний, ограничивает количество исследуемых качеств личности, удлиняет и «утяжеляет» само исследование.

Для стабилизации смыслового содержания используемых терминов применяется и метод  полярных оценок, когда термин-индикатор качества личности пытаются актуализировать его антонимом. Это дает определенные результаты, но лишь при условиях, что значение исходного термина известно респонденту, а его антоним является антонимом не в понимании исследования, а в сознании респондента (то есть на уровне обыденного сознания).

Целью проведенных нами исследований было изучение возможностей адекватного восприятия содержания вопросов о нравственных качествах личности на уровне обыденного сознания современного студенчества. Выявление закономерностей восприятия и понимания терминов, обозначающих личностные качества, необходимо для их корректного использования при проведении опросов для целей педагогического процесса в вузе.

В задачи исследования входил поиск условий для реализации адекватности восприятия и устойчивости понимания терминов, обозначающих качества личности, их максимально лаконичное изложение (для возможности использования  в анкетном опросе).

В данной работе мы рассматриваем качества личности как интериоризированные личностью социальные отношения. Практически все социальные качества, имеющие позитивное значение, отражают требования социальных норм, следовательно, относятся к сфере морали в ее широком понимании и являются задачами воспитательного процесса (например, трудолюбие, патриотизм, вежливость и т.д.). Поэтому понятия «социальные качества», «качества личности», «моральные качества» в настоящей статье употребляются как синонимы.

Для исследования восприятия и понимания личностных качеств нами был проведен контент-анализ частотных словарей русского языка и  вопросников, в ходе которого были отобраны пятьдесят терминов, обозначающих качества личности, и наиболее часто являющихся предметом изучения в анкетных опросах. Исследование проводилось в течение десяти лет и охватило более 2600 студентов.

Из многочисленных частных результатов, полученных в ходе проводившихся исследований, приведем несколько основных:

-                    более тридцати наименований качеств личности, из исследовавшихся пятидесяти, респонденты объясняли иначе, чем они определяются в словарях;

-                    объяснение предложенных терминов через подбор синонимов большинству опрошенных давался значительно легче, чем их толкование;

-                    наблюдались значительные вариации при объяснении терминов, передающих личностные качества у разных респондентов, как при подборе синонимических рядов, так и при их толковании. Синонимические ряды, составленные по результатам исследований в одних студенческих группах, при предъявлении студентам в других группах легко узнавались и одинаково интерпретировались.

Данные результаты позволили сделать ряд выводов:

-                    применение в качестве индикаторов терминов, обозначающих качества личности, как правило, приводит к их неточному и неоднозначному пониманию на уровне обыденного сознания студентов;

-                    использование синонимических рядов, существующих на уровне обыденного сознания в качестве индикаторов качеств личности, значительно повышает адекватность их понимания за счет общего  смыслового ядра синонимического ряда, и может использоваться при конструировании вопросов анкет, при этом не только возрастает качество полученной информации за счет точности восприятия, но и экономится пространство анкеты, время проведения исследования, упрощается процедура создания инструментария письменных опросов;

-                    так как  вербальная коммуникативная среда молодежи обладает повышенной подвижностью, изучение нравственного сознания студентов с помощью синонимических рядов требует предварительного уточнения значения общеупотребительных терминов на уровне обыденного сознания.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz