Т.Ю.ТАМЕРЬЯН
Ранние формы религиозных верований осетин подчинены общим закономерностям истории развития общества. Несмотря на несомненное влияние социально-экономических и культурных связей в соседними народами, развитие религиозно-мистических идей осетин приобрело автохтонный характер.
Как суммирует
Б.Х.Биджелов, поэтапное развитие форм первобытной религии теоретически делится
на три периода: олицетворение, одухотворение и обожествление.1
Одной из
архаичных форм мышления считается фетиш – неодушевленный предмет, который
наделяется сверхъестественной магической силой и служит объектом религиозного
поклонения. Фетишем становились предметы, находящиеся в непосредственном
пользовании человека, и некоторые орудия труда, которые неоднократно приносили
удачу. Впрочем, источником фетиша мог стать любой предмет.
Осетины с
древних времен соблюдали культ огня, металла, надочажной цепи, фетишизировали
камень, горы, скалы, священные рощи, деревья и родники.
Исключительно
важное значение огня в повседневной жизни стало причиной возникновения его
культа: «Огонь несомненно был предметом специального культа. Огонь в обычной
речи зовется арт, но осетинский язык
сохранил его культовое наименование – арт-хурон «Огонь-солнцевич». Огонь в
культе называют сыном солнца…».2
Культ огня в общественной жизни осетин
использовался для принятия присяг в форме огненных ордалий – выявление преступников и невиновных путем прохождения
через огонь. Культ огня в переходом к оседлому образу жизни развивался в культ
домашнего очага, где он горел, культ надочажной цепи и культ
предков-покровителей.
М.М.Ковалевский
свидетельствует, что уважение к домашнему очагу почиталось со всей строгостью,3 а надочажная цепь использовалась при
присягах и клятвах, ритуальных действиях и обрядовых церемониях, когда
становились посредством этих действий под защиту тех предков, поклонение
которым связано с культом надочажной цепи.4
Обмотав вокруг талии надочажную цепь в доме собственной жертвы, преступник тут
же получал покровительство домочадцев.
Г.Ф.Чурсин
допускает, что «…в древности перевал являлся каким-нибудь культовым местом. Там
могло находится святилище или языческое капище, а также священные камни, какие
известны на горных перевалах Осетии».5
Это могло служить доказательством
фетишизации камня и гор.
Этнографические
исследования материальной культуры, а также данные фольклора дают основания
полагать, что на ранних этапах развития осетинами поддерживался культ металла.
Характерной
чертой всех первобытных религий является аниматизм – вера в безличную
одушевленность всех предметов и явлений окружающей действительности. Сюжет о
легендарном Хетаге, где деревья представлялись живыми существами, иллюстрирует
пережитки аниматизма.6
Материалы
фольклора и эпоса отражают представления древних предков осетин об окружающем
мире и природе. Нартский эпос повествует о многих предметах, наделенных
известными свойствами: котле, чаще, мяче, свирели, шкуре, плети и т.д.
Приготовленного в медном котле нартов хватало на семь лет, столик, как
скатерть-самобранка, давала еду и питье, чаша с волшебным напитком помогала выявить действительного
или мнимого героя, отличить правду от лжи. Волшебная шкура становилась
ковром-самолетом, а небесное зеркало Сатаны показывало все, что происходило в
мире, волшебная свирель сама пела, а чудодейственная яблоня нартов спасала от
гибели.
Оружие и одежда
наделялись необычными свойствами: меч и лук в жажде боя испускали красное
пламя, мечи Сослана и Батраза сами выскакивали из ножен и бросались в бой.
Также необычно вели себя шлем, кольчуга и нагрудник. Колесо Балсага постоянно
сражалось с нартами, которые были наделены нечеловеческой силой и неуязвимы в
схватке с врагами. Нарты разговаривали с полями, деревьями, животными и
птицами. Они превращались в животных и различные предметы, а затем возвращали
свой человеческий облик. Способность к оборотничеству сохранилась в преданиях
осетин и, в частности, в новогоднем обряде куырисдзау, когда превративших в
волков и собак, оборотни отправлялись в сказочную страну за хлебными зернами.
Способность в
оборотничеству, взаимное превращение людей в животных подтверждала взаимосвязь
человека и тотема, людей и природы в развитых формах анимистических верований.
Огни составили основу религиозной мифологии осетин, на которой построены все
сюжетные линии главного памятника
устного народного творчества – Нартовского эпоса. В формировании осетинской
мифологии, начиная с 8-7 вв. до н.э., участвовали скифо-сармато-аланы и местные племена, создатели кобанской
культуры бронзового века Центрального Кавказа. В 13-14 вв. н.э. на
мифологические воззрения осетин значительное влияние оказали монголо-татары.7
Случаи
необыкновенного зачатия и рождения людей от объектов природы отражали начальный
этап развития тотемических представлений. Наибольший интерес представляет мотив
рождения человека из камня – так появился нарт Сослан, родился ребенок
Урузмага, или же из опухоли на спине Хамица появился на свет нарт Батраз. Подобные анимистические представления,
связанные с оплодотворением природы, считают древнейшими пластами верований.8
Героини многих
фольклорно-эпических произведений вступали в брак и рождали животных,
превращавшихся затем в красивых юношей и девушек. Подобные тотемические верования – вера в сверхъестественную связь
и генетическую близость определенной родовой группы людей с определенным видом
растений, животных или предметами неживой природы – отмечались у всех народов
мира.9 Названия родов происходило от их
тотемов. Выбор тотема каждым родом отражал представителей региональной фауны и
флоры, особенности местности и виды хозяйственной деятельности.
У осетин среди
тотемных животных особо почитались
волк, медведь, олень, конь, змея, козел, баран. Как отмечает В.И.Абаев, волк
был у осетин древним тотемным животным. Очевидно, под действием табу слово «уархаг» было заменено словом
«бирæгъ».10 Другое архаическое
тотемное животное осетин – медведь (арс). Культ коня, нашедший свое отражение в
обряде посвящения коня, восходил к наиболее ранним тотемическим представлениям.
Олень стал излюбленным животным
осетинского фольклора, а его рога использовались в качестве жертвоприношения
небожителям. Тотемический культ змей – довольно распространенное явление на
Кавказе.
В религиозных
верованиях осетин, как и других народов, с тотемными представлениями
связываются многие географические названия и имена. Как пережиток тотемного
культа следует рассматривать присвоение фамилий Бираговы (Волковы),11 Гадиевы (Котовы), Кудзиевы (Собаковы),
Арсоевы, Аршевы в Грузии,12 Хубиевы
(Медведевы).13 Такое происхождение
фамилий связано с генетико-культовым сходством. Культ некоторых тотемных
животных отражен в цикле рассказов «Уархаг и его сыновья» из Нартовского эпоса.14
Пережитки
аниматизма в быту древних осетин свидетельствовали о том, что люди не только
приписывали предметам и явлениям природы сверхъестественные силы и мистический
дух, но и пытались достичь желаемых результатов с помощью магических действий –
так возникла черная и белая магия. Причем, все ритуальные обрядовые действия
содержали магические приемы и элементы.
С развитием
абстрактного мышления усложнялись и анимистические представления, происходила
дифференциация представлений –
возникали понятия о душе и теле, их раздельности и возможности самостоятельного
существования, о том, что не предметы и явления являются носителями
сверхъестественных сил, а заложенные в них мистические двойники.15
В основе
анимистических представлений (одушевления и одухотворения) лежит понятие о душе
и духе, которыми наделяется как сам человек, так и все явления природы и предметы.
Именно душа или дух управляет материальными телами. Однако физическое существование возможно и без них.
Таким образом, окружающий мир наполняется бесчисленным количеством духов разной
категории, а все предметы превращаются в места их обитания.
В религиозном
сознании древних осетин постепенно сложился религиозный дуализм, предполагающий
почитание двух противоположных начал – сил добра и зла, мир проецировался в
сознании человека как естественный и сверхъестественный, реальный и загробный.
Адекватно дуалистическим представлениям осуществлялась функциональная
дифференциация духов на покровителей и демонов, духов, от которых зависела
удача и благополучие, и тех, кто приносил
неудачи, болезни и бедствия. Так первоначальная фетишизация и анимизация
предметов и явлений, наряду с почитанием небесных светил, преставления о
которых сложились у осетин довольно рано, легли в основу формирования понятий о
дуалистической сущности мира.
Осетины
одушевляли поля, леса, воды, участки
земли, растения и деревья. Для духов часто строились капища – небольшие
каменные пирамиды или избушки. Злые
духи – демоны, дьяволы, бесы и т.д. (дæлимонтæ,
уæлимонтæ, зынтæ уæйгуйтæ, осæйрæджытæ,
фыдбылызтæ, изымиртæ) обитали как на земле, так и под землей.
Древние осетины верили, что «весь окружающий мир кишмя кишит мириадами духов и
ничего не творится на земле без того, чтобы оно не было делом рук какого-либо
из невидимых существ».16
Устаревшее
осетинское мон «дух» теперь не употребляется самостоятельно, но служит для
различения низших духов (дæлимон) или подземных и верхних духов
(уæлимон) – надземных. Среди подземных различают также черных духов –
кадзи и джинов. Злые духи могут представать в человеческом облике или
превращаться в животных. В осетинском эпосе злые духи постоянно стараются
повредить нартам, за что их и истребил Батраз, сын Хамица.17 Отличительной чертой осетинской
демонологии является то, что черти и бесы (хæйрæджытæ),
живущие под предводительством своего подземного царя встречаются как добрые,
так и злые. Впрочем, по данным фольклора их постигла та же участь, что и злых
духов – после ссоры с нартами Уастырджи истребил чертей.18
Осетины посвящают чертям специальный праздник кæйдæрты
(хæйрæджыты æхсæв).
В соответствии
с анимическими представлениями осетин
душа («уд») может временно покидать
тело, как в ночь перед новым годом, отправляясь в мифическую страну
Бурку (Курис), принадлежащую мертвым, за хлебными зернами, или отделяется от
нее после смерти, продолжая жить в потустороннем мире. Душа имела место своего
обитания – в пятке, колене, подмышке, она могла превращаться в двойника
человека и жить рядом с ним. Вместилищем души по произведениям устного
народного творчества могли служить стрелы, меч, кинжалы, надочажный столб.
Душой обладали животные. Душа коня
Сослана пряталась в его копыте, а уаига – находилась в ласточке. Душа великана
Мукара, почти как Кащея Бессмертного из русских сказок, хранилась в ласточке,
помещенной в ларец в желудке оленя.19
А нарт Батраз мог умереть только тогда, когда утонет в волнах его меч, с
заключенной в нем душой героя.20
По некоторым
народным поверьям смерть наступала и для души. Древним осетинам было
свойственно также представление о множественности души, сохранившееся только по
отношению к кошке (гæдыйæн авд уды иш).
Структура
религиозных верований древних осетин, как и других кавказских народов,
окружавших себя сомном разнообразных духов и сверхъестественных существ,
отражая реальные процессы и закономерности исторического развития осетинского
народа, приобретала свои автохтонные черты.
Примечания:
1 Биджелов Б.Х. Социальная сущность религиозных верований осетин.
Владикавказ, 1992. С.19-20.
2 Абаев В.И. Дохристианская религия алан/Избранные труды. Религия.
Фольклор. Литература. Владикавказ, 1990. С.109.
3 Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. Т.I. М.,
1886. С.142.
4 Ковалевский М.М. Указ. Соч. С.73.
5 Чурсин Г.Ф. Почитание гор,
скал и камней у кавказских народов.//Бюллетень Кавказского
историко-археологического института. Тифлис. 1928. № 4. С.20.
6 Потто В. Легенда «Черный всадник»//ППКОО. Т.II.
С.329.
7 Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1988. I, II. С.265.
8 Мелетинский Е.М. Место
нартских сказаний в истории эпоса./Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957. С.50.
9 Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие.//Вопросы
научного атеизма. Вып. 20. 1976.
10 Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор./Собр.соч. Т.I.
М.-Л., 1949. С.592.
11 Магометов А.Х. Культура и
быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968. С.471.
12 Чибиров Л.А. О некоторых пережитках зоолатрии у осетин./Материалы
этнографии Грузии XVI-XVIII вв. Тбилиси, 1972. С.170.
13 Чурсин Г.Ф. Осетины
(этнографический очерк)/Труды Закавказской научной ассоциации. 1925. С.192-193.
14 Сказания о нартах. Осетинский эпос. М., 1978. С.9-24.
15 Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957. С.149.
16 Чурсин Г.Ф. Вызывание дождя у кавказских народов. ППКОО. Кн.II.
С.281.
17 Сказания о нартах. Цхинвали, 1981. С.296.
18 Указ. соч. С.49.
19 Осетинские народные сказки.
Собр. Г.Дзагуровым. М., 1974. С.107, 271.
20 Шанаев Т. Из осетинских сказаний. ССКГ. Тифлис, 1876. Вып. IX.
С.21.