С.В. АРХИПОВ

 

 

 

РОЛЬ КОММУНИКАЦИЙ В РАННЕЙ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ:

ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ И ТОРОНТО

 

 

 

Исследование для данной статьи было выполнено благодаря гранту Правительства Канады  Faculty Enrichment Program in the Russian Federation”. Автор выражает благодарность сотрудникам Министерства иностранных дел и международной торговли Канады, Посольства Канады в Москве, а также «Программы по изучению культуры и технологии им. МакЛуэна» Университета Торонто  за внимание и поддержку. Ни одна из этих организаций не несёт ответственности за высказанные взгляды

 

 

 

ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

    Многие ученые пытаются точно установить время, место и условия возникновения массовых коммуникаций в истории цивилизаций. Несмотря на то, что данная проблема лишена особой актуальности,  социальная роль коммуникаций на раннем этапе культурно-исторической эволюции общества остаётся привлекательной в силу целого ряда причин. Непреходящим является желание заниматься изучением первооснов человеческого существования.  Исследователи пытаются обнаружить корни некоторых современных проблем и противоречий при помощи глубокого экскурса в историю. Их привлекают те времена, когда нынешний «третий» мир был, по сути, «первым». Люди стремятся извлечь исторические уроки из изучения процесса постепенного превращения некогда могущественных цивилизаций в отсталые сообщества. Понятной и легко объяснимой выглядит и потребность учёных в обращении к прошлому удовлетворить естественное человеческое любопытство.

     О роли коммуникаций на ранних стадиях культурно-исторической эволюции общества написано большое количество научных работ в США и Западной Европе, где роль массовых коммуникаций в истории разных стран изучают и преподают в крупнейших университетах, начиная с середины Х1Х века.  Но наше внимание привлекли труды российских и канадских ученых поэтому, что они независимо друг от друга предприняли попытку макро-исторического анализа роли коммуникаций в культурной эволюции общества. В результате проведенного Г. Иннисом изыскания была предложена оригинальная историко-философские концепция, объясняющая  роль свободы коммуникаций и государственной монополии в становлении, развитии и исчезновении с исторической арены крупнейших цивилизаций.  Исследование В. Ученовой продемонстрировало важность публицистики в политической трансформации общества. 

     Предметом сравнительного анализа стали точки зрения, которые были изложены в книгах, опубликованных с разницей приблизительно в 40 лет.  Выход монографии В.В. Учёновой «У истоков публицистики» в издательстве МГУ им. М.В. Ломоносова датируется 1989 годом. Профессор Г. А. Иннис впервые опубликовал основные труды по истории массовых коммуникаций  в издательстве Университета Торонто несколькими десятилетиями раньше --  «Империя и коммуникации» в  1950 г., а  «Предвзятость в коммуникации» в 1951 г. Большой по обыденным представлениям разрыв во времени издания книг не имеет существенного значения, т.к. для науки все решает не дата публикации, а степень приближения к истине. После выхода в свет этих книг появлялись и другие публикации, в которых исследователи проясняли или развивали отдельные мысли. Однако ключевые идеи они высказали в данных трудах. 

     Для сравнительного анализа были выбраны монографии специалистов в области массовых коммуникаций. История древнего не была для них основной сферой научных интересов. На его материале они лишь пытались доказать оригинальные концепции о роли коммуникации в истории сменяющих друг друга мировых цивилизаций.

     Важно отметить существенную разницу не только в подходах, методологии, исследовательских методах, но даже и в терминологии исследователей. В. Учёнова, как и большинство российских исследователей, практически не использовала термин «коммуникация», применяя в основном слово «публицистика». У Г. Инниса и других представителей Университета Торонто в ходу был и остается термин «коммуникация». Понятно, что публицистика это всегда коммуникация, которая может быть не только письменной, но и устной, а также представленной в графике, плакатах, лирике, театральном искусстве, живописи, фотографии, документальных жанрах кино и телевидения. Публицистика распространяется преимущественно через СМИ и является частью процесса массовой коммуникации. Всякий раз, когда мы говорим об отдельном средстве массовой коммуникации, мы подразумеваем в первую очередь сам процесс коммуникации. В этом смысле сопоставление исследовательских методик и полученных данных вполне правомерно.

     Выбор истории древнего мира для сравнительного анализа имеет определённые преимущества. Ранний период истории человеческого общества лишен явно выраженной идеологической окраски в трудах учёных, публиковавших свои книги в те годы, когда в науке доминировала риторика противостояния. По их монографиям обучались и продолжают обучаться десятки студентов во многих университетах. Поэтому попытка привести к единому знаменателю накопленные в двух странах знания может быть интересной не только с точки зрения сопоставления, но и сближения академических позиций по одной из наиболее интересных научных проблем.

     Труды Г.Иниса и таких его последователей, как Эрик Хавелок, Маршалл МакЛуэн, Нортроп Фрей, заложили фундамент школы коммуникаций Университета Торонто. Книги и педагогическая деятельность В. Ученовой и её единомышленников укрепили основание отечественной традиции преподавания публицистики, журналистики, связей с общественностью и рекламы. Но если канадская школа коммуникаций получила глобальное признание, то мировое признание российского исследования ещё впереди. Можно ли это обстоятельство объяснить языковым барьером, предубеждением или просто стереотипом мышления? Ограниченность материала не позволяет делать однозначные выводы. Однако результаты проведенного анализа дают основание говорить о некоторых общих тенденциях, повлиявших в конечном итоге на масштаб вовлечения трудов ученых в учебный и научный процесс в различных университетах мира.

   Книги Г. Инниса, так же как и труды его и последователей, и оппонентов, несмотря на их научную значимость и авторитет, до сих пор не переведены и не опубликованы в России. В. Ученова ни разу не ссылалась на них в своей работе. Можно предположить, что она  вообще ничего не знала о работах  своего канадского коллеги, которые были опубликованы за 40 лет до выхода в свет её собственной монографии.

     Возможно, из-за нерасторопности отечественных переводчиков и издателей мы сегодня имеем два совершенно оригинальных исследования на одну и ту же тему, но проведенные в разное время, на разном материале и в разных странах. И это делает особенно интересным и актуальным сопоставление двух параллельных, но независимых друг от друга точек зрения крупных ученых, каждый их которых продвигался в науке собственным путем, но шел в направлении одной цели.

 

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

 

  В. Учёнова историю коммуникации начинает изучать с государства Шумер в Месопотамии. Взгляд Г. Инниса направлен в более глубокую толщу веков. Начальный этап массовых коммуникаций он обнаружил в Древнем Египте.1 Первым средством коммуникации он назвал календарь и датировал его  4241 г. до н.э. Его появление Иннис объяснил необходимостью точно предсказывать полноводные наводнения в дельте Нила и пышные религиозные празднества многочисленным египетским богам. Иннис назвал появление лунного календаря в Верхнем Египте «величайшим интеллектуальным фактом» потому, что впервые природный феномен был выделён человеком и зафиксирован в цифрах.

     Появление письменности он  относит к Древнему Египту и связывает это событие не только с социальными факторами, но и с творческим началом мира. Письменность должна была увековечить святость египетских фараонов и быть подтверждением их бессмертия. В пантеоне египетских богов повелителем интеллекта был Тот, которому были подвластны все знания, письменность, архитектура, ритуалы и магия. По поверьям древних египтян, он был основоположником языка и письменности.2

     Реконструируя процесс создания письменности, Иннис сделал вывод о том, что в ранний период истории Древнего Египта не существовало разницы между пиктографическими украшениями гробниц и иероглифическим шрифтом. Письменность, начавшись с декоративного оформления храмов и гробниц, к 3500 г. до н.э. развилась в иероглифическую систему с большим количеством уже непиктографических элементов. Иероглиф (от греч.hieros – священный и glyphe - то, что вырезано) – это греческое слово, означающее начертание священных символов. К 4000 г. до н.э. письменное обозначение имели имена всех властителей, названия войн, важнейшие политические события и религиозные учения. Самыми ранними письменными документами Иннис называет печати и вазы, описи имущества и счета, а также короткие отчёты о событиях, начертанные на деревянных табличках.    

     С течением времени письменность эволюционировала в сторону фонетичности. Многие рисунки и знаки имели точное фонетическое соответствие, которое чётко артикулировалось при произношении вслух.3

     В Древнем Египте получило распространение учение об абсолютной власти монархов. В соответствии с ним, простые люди должны были ждать чудес не только от живущих, но и от умерших фараонов. Подтверждением их божественной власти становились впечатляющие пирамиды. Владением египетских властителей становились осушенные земли. Но к 2540 г до н.э. власть египетских царей в силу ряда причин уменьшилась, и поэтому вырос авторитет духовенства и знати.       

     Соответственно изменившемуся социальному статусу жрецов появляется новая теория. Большинство жрецов перекочёвывают из Мемфиса в Гелиополис, где они начинают вести летоисчисление по солнечному году. Они возвышают культ бога Солнца Ра до верховного бога и одновременно понижают статус египетских царей с великих богов до сыновей Ра, имеющих божественный статус. В этом качестве фараон не должен был стремиться делать что-либо  своими руками. От него ждали, что он будет существовать как солнце, наблюдать за своим окружением и происходящим вокруг с отрешенностью и с некоторого удаления. Солнце это источник закономерности и закона, которому оно само следует. Эта констатация привёла древних египтян к идее правительства.    

     По теологической системе египетских жрецов, бог воспринимался ими как разум, который придумал мир и выражал себя в словах. Правительство, по поверьям египтян, имело божественное происхождение, т.к. оно продолжало акт сакрального творенья и являлось глашатаем закона и юстиции. Иннис подчеркнул, что приказ царя являлся эквивалентом акту творения демиурга. В соответствии с этим постулатом, подчинение требовалось от всех, кто получал распоряжение начальства.

     Египтяне наделяли мистикой письменность, которая являлась отражением установившегося порядка в мире. Основным средством коммуникации в Древнем Египте периода абсолютной монархии был камень. Для того чтобы писать на нём требовалась изрядная сила, монотонный труд и время. Камень – это средство коммуникации престижа египетских фараонов. Каждую надпись египтяне долго гравировали, оттачивали все изобразительные детали. Изменения в политическом устройстве, связанные с повышением роли простых людей, совпадает с появлением папируса как более дешёвого и демократичного средства коммуникации. В сравнении с камнем папирус позволял писать легко и быстро. Он был лёгок по весу и прост в изготовлении. Его делали из тростника, который в обилии произрастал в дельте Нила. Там же было налажено производство папируса вместе с кисточками для письма. Иннис отнёс появление первых листов папируса уже к первой династии, а распространение к пятой.

    Обычно листы папируса имели размеры от 15 до 40 см. Писцы носили с собой две баночки с красными и чёрными чернилами, а также баночку для воды, которой они смывали ошибки. Писали справа налево, текст был организован в вертикальные колонки и горизонтальные строчки равной длинны, которые формировали листы. Для удобства папирус свёртывали в рулоны. Для  быстроты письма и экономии времени египтяне изобрели курсив, аббревиации, фигуры умолчания, а также особое иератическое письмо для религиозных текстов. Их письменность основывалась на рисунках, но это был уже шрифт. Покончив с таким тяжёлым средством коммуникации как камень, мысль древних египтян приобрела лёгкость папируса, подчёркнул Иннис. Всё события вокруг вызывали их интерес. С течением времени увеличивалось количество рукописных письменных текстов, усиливались их светский характер, а также ясность и чёткость мысли.

     Письменность использовалась преимущественно в интересах правительства, религии, магии, финансов. Распространение грамотности способствовало росту администрации, повышению уровня управляемости, а также модернизации шрифта в сторону большей простоты. После 2000 г до н.э. центральная администрация содержала целую армию писцов для фиксации сбора налогов, распространения приказов и распоряжений. Писцы считались представителями высшего слоя общества в Древнем Египте, они имели целый ряд привилегий – могли сидеть в присутствии знати, они получали лучшие продукты питания, не платили налоги. В народе их профессия считалась очень престижной.

    Для египтян все слова были пропитаны силой магии, а имена богов были частью сущего их мира, поэтому на писцов падала часть этой незримой власти и силы, т.к. они постоянно имели дело со священными для египтян субстанциями в виде божественных имён и изречений. Египтяне считали, что достаточно точно произнести имя любого существа, чтобы магически повелевать им. В устных рассказах они передавали истории о том, что повиновение только увеличивалось, если правильно написать имя иероглифами.

     В условиях, когда большинство египтян сохраняли стойкую веру, как в религию, так и в магию, большое значение имели всевозможные ритуалы и, соответственно, велика была власть жрецов, которые проводили пышные церемонии в храмах для укрепления своего влияния. Египет представлял собой выдающуюся культуру Древнего Мира. Весть о его богатствах служила приманкой для многочисленных племен захватчиков. В период с 1660 по 1580 гг. до н.э. он был захвачен семитскими племенами, вторгнувшимися из Сирии. Подчинив Древний Египет, захватчики впитали его культуру и в первую очередь письменность. В 1580 г. до н.э. была освобождена долина Нила, а 1478 г. до н.э. Тутмос 111 окончательно изгнал пришельцев из Египта. Убегая, они унесли с собой письменные традиции и навыки, полученные в Египте, и в последствии, усовершенствовав их, разнесли по всей территории Малой Азии.

     После освобождения в Египте происходит централизация как царской, так и духовной власти жрецов. Быстрыми темпами начинает расти производство папируса. Расширяются познания в медицине, распространяется мумификация. Очевидные успехи позволяют фараонам распространять своё влияние на Сирию и Палестину и другие территории. Для связи с удалёнными провинциями устанавливается почтовая служба, продолжается упрощение письменности. Иннис утверждал, что средства коммуникации были значительно модифицированы во времена Аменхотепа 11 и Тутмоса 1У, а Эхнатон, сын Аменхотепа 111,  при поддержке части египетских жрецов сделал попытку ввести новую форму религии, которая больше соответствовала идее централизованного государства. Однако эта попытка была неудачна, т.к. большинство египетского духовенства, опираясь на чувства простого народа, воспротивилась нововведению, которое уменьшало их влияние в обществе. Тутанхамон, сын Эхнатона, вернул устоявшийся порядок богослужения в прежнее русло и восстановил все привилегии богов и жрецов. Но это был уже закат величия Древнего Египта. Потеряв сирийские провинции, Египет был захвачен ассирийцами, а в последствии персами и греками.

     Оценивая вклад Древнего Египта в историю массовых коммуникаций, Иннис отметил, что преобладание камня, как основного средства коммуникации, оказало определённое влияние на характер письменности. Ранняя письменность была пиктографической, причём повторяемый набор одних и тех же рисунков обозначал не идеи и объекты, а слова и слоги. Совершив прогресс в технологии изготовления папируса, тем не менее, египтяне не совершили следующий логический шаг по преобразованию своей письменности. Они так и не сумели наделить абстрактные символы конкретным фонетическим звучанием. Египтяне не создали алфавит. Их шрифт был ориентирован на восприятие законченных символов, а не определённых фонем. Немногочисленные согласные звуки присутствовали в их шрифте в основном для обозначения иностранных имён и слов. Египтяне сумели отразить согласные звуки в символах, но не смогли найти адекватных символов для гласных. Более того, в отличие от шумер, у них было очень ограниченное число знаков, передававших эти звуки.4

     Древний Египет считается первой письменной цивилизацией, которая культивировала литературу ради любви к искусству. Её стиль был очень напыщенным, т.к. египтяне больше обращали внимание на форму повествования, чем на содержание. Древние авторы любили морализировать, высказывать мудрости, каламбурить. Неразвитая манера письма наложила отпечаток на литературные жанры. Египтяне не создали свой эпос, но зато они создали оригинальную любовную лирику и короткие повествовательные рассказы. Также в Египте не было единого свода законов, который восполняли своими указами фараон и его администрация.

     Фараоны и жрецы строго следили за сохранением своей монополии на знания. Умение читать и писать считалось священным и требовало многолетней подготовки. Оно было недоступно для простолюдина. Приобретая квалификацию писца, египтянин получал привилегии высшего класса жрецов, правителей, генералов и аристократов. Обученный грамоте человек быстро и высоко возвышался в социальном положении над крестьянами, рыбаками, ремесленниками, простыми рабочими и рабами.

     Сложность письменности позволяла правящему классу длительное время сохранять свою монополию. Закат и падение Египта Иннис связывает с негибкостью государственных и религиозных институтов, ограждавших свои привилегии и не допускавших людей к знаниям. Времена распространения папируса, как средства коммуникации, исторически совпадает с ослаблением монархии и возвышением класса жрецов. Этот же период характеризуется массированным военным нашествием на страну.

     В книге «Предвзятость в коммуникации» Иннис продолжил анализ эволюции Древнего Египта и влияние, которое оказало на этот процесс коммуникация. Он ещё раз высказал мысль о том, что египетская цивилизация развивалась вокруг Нила. Противостояние наводнениям требовало вовлечения всех ресурсов, что обусловило абсолютную власть фараонов. Важным шагом было изобретение в 4241 г. до н. э лунного календаря, который облегчил исчисление религиозных празднеств и укрепил в сознании египтян полную власть Озириса и Ра в Верхнем Египте. Когда египетские фараоны достигли успеха в расширении империи, перед ними встала задача, как сохранить и укрепить своё влияние? Широкое распространение получила идея бессмертия. Мумификация и пирамиды были средствами контроля над временем. Они сопровождались развитием пиктографии, которая возникла и развивалась как часть похоронного ритуала и одновременно положила начало письменности.5

     Пиктографические оформления гробниц с течением времени стало иератическим шрифтом. Письменность постепенно эволюционировала в сторону фонетичности, и уже ко времени правления Менеса (около 3315 г до н. э.) многие рисунки  и знаки имели четкое фонетическое соответствие и точно артикулировались.6

     Иннис отметил, что фараоны постоянно стремились укрепить свою власть. Этой цели служили пирамиды. Все осушенные земли становились владением правителей Египта. Однако монополия на знания, базирующаяся на камне и иероглифах начинала испытывать серьезную конкуренцию со стороны более эффективного средства коммуникации – папируса. Власть фараонов начала клониться к закату в 2540 г. до н. э. Этот закат сопровождался отменой лунного и введением солнечного календаря. Фараон был провозглашен не Великим Богом, а всего лишь сыном Ра. Одновременно был возвеличен верховный жрец культа бога Ра. Центром власти жрецов стал Гелиополис.  

     Возрастающее употребление папируса и кисточки для письма способствовало появлению профессии писца. Письменность в Египте не была исключительно религиозной. Её поощряла администрация фараонов, способствовавшая распространению умению читать и писать. Однако замена камня как основного средства коммуникации папирусом привела к социальной революции. В этот период возросла роль жрецов, как наиболее образованного класса. И в это же время в Египет вторгаются племена захватчиков, победившие благодаря более эффективной военной тактике и вооружению. Под их властью Египет находился с 1660 по 1580 гг. до н. э. Однако сила и мощь египетской цивилизации и культуры позволили накопить достаточно сил и ресурсов, чтобы выгнать вторгшиеся племена со своей территории. Применение в боях лошадей и колесниц позволило не только изгнать племена хиксов, но и завоевать новые территории и расширить империю.

     Однако неспособность преодолеть враждебность класса жрецов к власти фараонов привела к ослаблению империи и её подчинению ассирийцам и персам. Сложный шрифт ограждал монополию власти на знания, но привел в конечном итоге египетскую империю к закату.

     Продолжая анализировать влияние коммуникации на историю Древнего Египта, Иннис отметил, что в Египте абсолютная власть фараонов нашла отражение в монументальной архитектуре пирамид и скульптуре, в то время как власть жрецов базировалась на сложной системе письменности и использовании папируса. Периодические разливы Нила и выстроенная система ирригационных каналов были связаны с религиозными фестивалями и празднествами, поэтому большое значение имело умение точно определять даты. Абсолютизм египетских династий базировался на их способности к летоисчислению, которые были привязаны к религиозным церемониям и ритуалам. Эту власть поддерживали пирамиды, мумификация, вера в загробную жизнь и вечность. Власть фараонов  сильно ослабило изобретение жрецами летоисчисления не по лунному, а по солнечному календарю. Потеряв контроль над временем, династии фараонов потеряли контроль и над пространством. Однако переход власти в руки жрецов сильно ослабил Египет и сделал империю очень уязвимой перед племенами захватчиков.

     В Египте долгое время существовала объективная потребность в централизованной администрации, т.к. этого требовала разветвленная сеть каналов вокруг Нила, которая нуждалась в организации массовых работ по их расширению и поддержке, а также транспортировке крупных партий грузов. Но влияние у населения фараоны и жрецы получили благодаря умению точно определять дату 19 июля, что было впервые сделано в 4241 г до н. э. С этой даты, когда на небе до восхода Солнца появлялась звезда, которую египтяне называли Сириус, начинался год, состоявший из 365 дней.7

     Поддержание каналов в дельте Нила и расширение империи на севере не только способствовали укреплению имперской власти, но и распространению влияния класса жрецов, на которых власть опиралась для того, чтобы укрепить в сознании масс идею всемогущества фараонов и бессмертия. Вера в бессмертие была широко распространена среди египтян. Она придавала силу египетской армии. Жрецы отражали эту идею в письменности на стенах надгробий, которую они наделяли магической силой. Вокруг пирамиды фараона выстраивали множество гробниц, украшенных пиктографическими знаками ритуальных похорон, несущих в себе магическую силу устных слов и заклинаний. Надгробия египтян обладали такой же небесной славой, как и слава фараона, которую египтяне разделяли с ним.

     Египтяне достигли больших высот не только в строительстве пирамид, но и в силу необходимости производить в больших количествах папирус для священных текстов и административного управления,  в сельском хозяйстве. Распространение письменности способствовало появлению унифицированной орфографии, которую с течением времени стали изучать не только дети аристократов, но и выходцы из среднего класса, которым умение писать и читать открывало путь к карьере в гражданской службе и административном управлении империей.8

     Закат централизованной бюрократии, чья мощь и авторитет базировалась на внушительном виде пирамид и децентрализация власти совпали с распространением религии в массах и заменой иероглифической письменности на стенах надгробий  применением письменности на папирусе. Центр власти перешел от фараонов к жрецам. Это время совпадает со вторжением на севере империи племен хиксов. Амос 1 в 1580 г до н. э., применяя в широких масштабах всадников и колесницы в сражениях, сумел выгнать захватчиков и впоследствии восстановил централизованную власть в империи. Использование лошадей и всадников позволило египтянам значительно расширить территорию и установить эффективную коммуникацию внутри империи. В дальнейшем фараоны поддерживали мир на границах обширной империи не только посредством военных мер, но и династических браков. Однако уже в 10 веке империя вновь вступила в период нестабильности, связанный с перераспределением власти. С 945 по 745 гг. до н. э. Египет попал под управление захватчиков из Либии. В 712 г. до н. э. он пал уже под напором эфиопов. Ассирийцы захватили Египет в 668 г. до н. э. И в конечном итоге египетская цивилизация, неспособная установить компромисс между силами, олицетворяемыми пирамидами и камнем, как основным средством коммуникации, и теми, кто больше полагался на папирус и иероглифическое письмо, пала перед лицом все возраставших проблем и противоречий.

 

ГОСУДАРСТВО ШУМЕР

 

     Оставив за рамками своего внимания Древний Египет, В. Ученова начальный этап массовой коммуникации увязала с появлением письменности государства Шумер в Месопотамии. Отметив, что происхождение письменности непосредственно связано «с нарастанием сложности в экономических и политических отношениях родоплеменных сообществе», она написала, что общение посредством «знакового письма» происходит в период образования государственности и подчинено «задачам фиксации налогов, товаров, обменных и учетных операций». Ученова утверждала, что на самом раннем этапе письменные тексты начинают дифференцироваться в зависимости от назначения на деловые, религиозные и учебные. Завершила своё краткое исследование влияния средств коммуникации на культурно-историческую эволюцию государства Шумер она утверждением, что письменность на начальном этапе способна фиксировать лишь свернутые фактические данные, деловые сведения или религиозные символы – нормы. Как и канадский исследователь, она провела параллель между устной и письменной традициями коммуникации в древнем мире.  «Необходим значительный срок развития, - отметила В. Учёнова, - чтобы письменность могла соответствовать выразительному богатству устной речи, а со временем даже соперничать с ней».9

    Г. Иннис более детально исследовал  влияние различных средств коммуникации на эволюцию государства Шумер.   К числу предпосылок такого влияния он отнёс тот факт, что в долине Тигра и Евфрата были выстроены ирригационные системы, поэтому наводнения меньше влияли на развитие хозяйства в южной Месопотамии, соответственно, меньшие запросы предъявлялись к точности летоисчисления. Государство Шумер состояло из небольших городов, предводитель каждого из которых считался прямым посланником божества. Богом каждого шумерского города был его правитель, который выполнял не только священные, но и вполне светские обязанности.10

    Письменность была изобретена шумерами для удобства обозначения цен на товары и, по словам Инниса, являлась на первых порах продолжением математики. Дошедшие до нашего времени глиняные таблички шумер являются преимущественно юридическими контрактами, торговыми актами, распоряжениями по имуществу. Они отражают как духовные, так и вполне утилитарные интересы древних шумер. Все служители храмов и религиозных культов действовали преимущественно как капиталисты, землевладельцы и банкиры. Стремление к росту прибыли побуждало их быть искусными бухгалтерами и скрупулезными писцами. Храмы шумер действовали по принципу корпорации, а увеличение их количества в государстве привело к сосредоточению под их управлением больших земельных ресурсов и дифференциации функций. Специализация вела к росту богатства, но одновременно к обострению конкуренции и ожесточенному соперничеству среди шумер Месопотамии.

     Иннис особо отмечает тот факт, что жители Вавилона и Ассирии использовали богатые участки глины, образуемые намывом, не только в качестве строительного материала, но и как средство коммуникации – для письма. Для этого высокого качества глину замешивали до поучения однородной массы и потом делали из неё таблички. Поскольку влажная глина высыхала достаточно быстро, то это требовало от шумер умения писать быстро и аккуратно. Пиктографические рисунки требовали почти таких же четких и рельефных линий, как и гравировка узоров на камне. Но точное повторение узоров было не совсем удобно воспроизводить на хрупкой и влажной глиняной табличке. Для того чтобы отразить на табличке всего один пиктографический знак требовалось большое количество нажатий на хрупкую табличку, от каждого из которых она могла сломаться, и тогда процесс нужно было начинать сначала. Поэтому шумеры во второй половине третьего тысячелетия изобрели более подходящую к их условиям триангулярную систему письма. Они научились делать легкое перо, стилус, остро заточенное на одном конце и напоминающее по форме равнобедренный треугольник на другом. Применяя его, шумеры сделали свою письменность клиновидной, а систему их письма из-за этого внешнего признака стали называть клинописью.

     Стремление к экономии усилий вначале привело к упрощению элементов, а впоследствии и к полному отказу от пиктографической системы. Как средство коммуникации глина требовала простоты и формализованности, чему не удовлетворяли пиктографические знаки. Образовавшуюся расщелину между рисунком и словом заполнила клинопись, которая состояла преимущественно из треугольников и параллельных линий, легких в воспроизведении стилусом на влажной глине. Шумеры стали применять большое количество различных образцов и размеров глиняные таблички и стилусы, которые постоянно эволюционировали в сторону простоты и удобства, и это привело  полному вытеснению пиктографических элементов. Упрощение пиктограмм началось с наиболее часто встречавшихся в письменной речи слов, а с течением времени оно коснулось всех знаков, бывших в употреблении.11

     По мере эволюции рукописного шрифта, подчеркнул канадский исследователь, пиктографические элементы перестали полностью употребляться в письме, а некоторые из них были заменены на отдельные слоги. К 2900 г. до н. э. полностью выработался клиновидный вид письма, а к 2825 г. до н. э. был установлен логический порядок слов в предложении. Слова на табличке располагались слева направо, а строчки выравнивались горизонтально. Часто такое письмо скреплялось печатью, выгравированной на каменном предмете цилиндрической формы. Богато украшенные, они служили персональными символами, удостоверяющими имущественное право для тех членов общества, которые не умели читать и писать. Печати шумеры носили как ожерелье на шее и прикладывали к росписи на контрактах и имущественных актах.

     Длительное время шумеры использовали около 2 000 пиктограмм. К 2900 г. до н. э. их количество благодаря использованию силлабических знаков в словарном составе языка было ограничено до 600. Некоторые знаки обозначали гласные звуки, однако шумеры так и не сумели найти обозначение отдельным звукам и поэтому не смогли создать алфавит. Клинопись была частично идеографической, обозначавшей отдельным знаком целое слово, и частично силлабической, обозначавшей отдельные фонемы. Многие знаки шумер были полифоническими и имели больше, чем одно значение. В письме шумер не было обозначения пола, числа, лица и времени, характерных для современной грамматики многих языков.12

     Высушиваемые глиняные таблички с письменами могли быстро испортиться или под палящими лучами солнца или в результате специальной термической обработки. Для коммерческой и персональной корреспонденции требовалось, чтобы таблички не разрушались во время обжига или на солнце и могли храниться длительное время.   Несмотря на то, что во время сушки глиняные таблички становились намного легче мокрой глины,  они все равно были малоподходящим средством коммуникации на длинные расстояния. В большинстве случаев их собирали в архивы или для  хранения в общинах и храмах. Приспособление коммуникации для общения между удаленными местами требовало унификации средств общения, языка и выработки общепринятого канона. Расширение коммерческой активности требовало все большего количества писцов и тех, кто умел бегло писать и читать. Сложность письменности шумер вела к длительным срокам обучения в специально организованных школах. Как отметил Иннис, обучение происходило в школах при храмах. Преподавателями были жрецы, которые сами изобретали письменные знаки, а потом обучали им своих учеников. Особый упор на занятиях делался на изучение грамматики и математики.

     Поскольку обучение письменности, составлявшее основу обучения, полностью находилось под контролем жрецов, то заканчивавшие школы при храмах писцы, учителя и судьи усваивали все религиозные догматы, пронизывавшие процесс образования. Писцы вели бухгалтерию храмов и записывали решения судов. Практически каждый элемент гражданской жизни шумер подпадал под действие определенного законодательного акта, регистрировался и скреплялся печатью партнеров и свидетелей. В каждом городе решения судов становились основой гражданского судопроизводства. Рост богатства и могущества храмов вел к повышению авторитета и влиятельности жрецов и священников. Особенности глиняных табличек как доминирующего средства массовой коммуникации способствовал упрощению письменности, децентрализации, распространению храмов и усилению религии в жизни шумер. Расширение торговли привело к повышению значению математики, а увеличение числа торговых операций вело ко всё большему применению абстрактных символов.

     Аккумуляция огромных богатств и власти в руках жрецов и в храмах не могла обойтись без ожесточенных военных столкновений и раздоров. Контроль служителей храмов над образованием ослабил военную мощь шумер и сдерживал технологическое развитие. Жрецы были искусными людьми в письменности и точными в математических расчетах, но они были совершенно бесполезными на полях военных сражений. Соответственно, за спиной у служителей храмов начинает расти авторитет монархии. Чем больше войн вели шумеры, тем больше они полагались на единоначалие, и тем выше становилось роль в их мире монархов и военных начальников. Армии тяготеют к монархии, подчеркнул Иннис. Завоевывая все новые территории, военачальники были заинтересованы в надежности управления обширными территориями.

     Превосходство монархии Иннис объяснил её понятностью населению. Первоначально людьми управлял первосвященник. В то время как на смену магии пришла религия, его место занял король. Но первые абсолютные монархии были нестабильными не только из-за внутреннего соперничества за трон, но и из-за слабой поддержки населения. Для увеличения послушания монархи уничтожали столицы завоеванных ими государств, а имена почитаемых богов причисляли к имеющемуся пантеону святых. Изначально религию использовали не только в духовных, но и в политических целях. Этот процесс сопровождался объективными трудностями, которые позволяли шумерам долгое время эффективно противостоять различным захватчикам.

     Длительные войны в середине третьего тысячелетия привели к естественному укреплению центральной власти и ослаблению влиятельности отдельных городов-государств. Централизация привела к унификации законов, торговых процедур и рукописного шрифта. Произошла унификация и религиозных обрядов под влиянием вторгнувшихся в страну захватчиков.   Семитские племена установили практику свободного обращения земли и регулярного сбора налогов.   Появление у шумер центральной власти и унифицированной административно-экономической системы сильно отличались от децентрализованной системы хозяйствования многочисленных храмов. Однако наиболее заметного расцвета государство Шумер достигает при царе Хаммурапи, пришедшего к власти в 1955 году до н. э. в результате успешной войны.

     Военное поражение и подчинение шумер семитским племенам имело позитивное влияние на развитие письменности. Иннис предположил, что у шумер был агглютинативный язык, который был непонятен захватчикам. Поэтому происходил процесс унификации языка, в ходе этого процесса были выработаны некоторые общие принципы коммуникации. Базисом стали шумерская система, где каждое слово обладало письменным знаком, и аккадианская система, в которой имело значение не слово целиком, а лишь один слог. В аккадианской системе было 275 знаков, представлявших как гласные, так и согласные. Эта система имела большие перспективы развиться в первый алфавит. Однако захватчики с течением времени утратили свою систему письма и стали использовать слова и знаки завоеванного ими народа и перешли на клинопись. При этом сам шумерский язык быстро стал мертвым. Он использовался в речи жрецов и священных писаниях, а сами шумерские знаки, обозначавшие слова, нашли широкое применение, только в новом рукописном шрифте, но они уже означали не целые слова, а всего лишь слоги. Часто они служили обозначением отвлеченных понятий или предметов.13

     В свое время математика позитивно повлияла на развитие письменности. Теперь письменность стала развиваться в сторону все большей абстракции, и шрифт стал служить основой для развития алгебры. Царь Хаммурапи одобрил использование нового рукописного шрифта. Он стал основой как популярных, так и официальных текстов, а также основным средством коммуникации.

     Поскольку язык шумер перестал использоваться в устной форме, он окаменевал, оставаясь языком, который могли понимать только жрецы и читатели священных текстов. Захватчики явно пренебрегали им, и язык оставался в употреблении только в храмах, библиотеках и архивах. Однако образованные жрецы подчеркивали его культурное превосходство и делали на нем  копии древних текстов, которые складировались в библиотеках. На нем писали книги, гимны и проводили литургии в храмах.   Жрецы шумерской традиции много сделали для организации и систематизации знаний. Они приспособили грамматику к языку захватчиков и сделали доступными накопленные ими знания. Устная традиция, как и ранняя литература, развилась благодаря религии.   Эпос появился как способ рассказа о подвигах демиургов и героев для использования в ходе религиозных церемоний. Лирическая поэзия тоже была изобретена в религиозных целях и в лучших своих образцах напоминала псалмы.  Иннис отметил, что ранние гимны божествам, лирические молитвы и псалмы раскаяния отличал высокий уровень эстетического совершенства.

     По мере консолидации власти место религии ограничивалось поддержкой существующих порядков среди населения. Количество божеств постоянно уменьшалось и приближалось к монотеизму. Мардук, бог солнца, земли и неба, стал почитаться как бог Вавилона. Считалось, что ему повиновались все остальные божества империи. По поверьям, его сын Набу был у древних шумер богом письменности   и, соответственно, мудрости. Его символом была остро заточенная палочка для письма, стилус.14

     Хаммурапи инициировал ряд нововведений в жизни шумерских храмов. Поскольку власть жрецов в условиях централизованного государства неуклонно снижалась, и при этом увеличилось значение администрации, торговых и социальных институтов, то для полноценной общественной жизни нужна была эффективная судебная система, состоящая из судов высшей и низшей инстанций. Хаммурапи подчинил гражданскую жизнь не церкви и жрецам, а судопроизводству. Себя он считал слугой, а не источником закона.   Сами законы были освобождены от религиозной риторики. По мнению канадского исследователя, Хаммурапи был первым древним монархом, который ввел в практику письменную регистрацию гражданских браков и установил серьезное наказание на нарушение брачных уз. Правами на имущества были наделены не столько индивидуумы, образующие семью, сколько сами семьи. Индивидуум наделялся имущественным правом только в составе вновь образуемой семьи.

     В попытке обуздать коррупцию и безответственность, Хаммурапи следовал централизации власти в империи.   При нем Вавилон стал единым государством, единой нацией, с общим сводом законом, календарем, системой управления и столицей. Это государство полностью поглотило разрозненные шумерские города. При Хаммурапи был принят лунный календарь, состоящий из 354 дней. Он позволял вести летоисчисление религиозным праздникам и сельскохозяйственным циклам. Семиты ввели поклонение луне из-за жаркого климата Вавилона, не позволявшего проводить пышные религиозные церемонии под палящим солнцем в дневное время. Исчисление времени шумеры приняли по двенадцатеричной системе. Время суток они разделили на 12 часов дня и столько же отвели на ночь. Одновременно они усиленно занимались изучением астрологии.

     Развитие математики и успехи в исчислении времени привели к прогрессу   метеорологии. По утверждению Инниса, её развитие подтолкнуло ученых древнего мира к принятию шестидесятичной системы, которая быстро распространилась далеко за пределы Месопотамии и, например, в таких странах как Великобритания остается принятой по сей день. Её преимущество над десятичной системой заключается в более четком учёте частей целого.   Меры весов утверждались монаршим актом, и незыблемо соблюдались на всей территории империи. При этом развитие торговли требовало все более точных математических подсчетов. Эта наука стала быстро развиваться в результате необходимости более точно вести бухгалтерию, летоисчисление, контролировать производство. Однако математические тексты и таблицы имели вспомогательный характер. Они прикладывались к устным докладам и распоряжениям. Обычно математические расчеты делали подмастерья и ученики мастера, занятого в строительстве, торговле или административном управлении. Таблицы умножения получили широкое распространение у шумер задолго до 2000 г. до н.э., но исчисление велось преимущественно путем сложения и вычитания. При этом использовались как целые, так и дробные числа; не единообразно, но была в употреблении цифра «0».  Математика способствовала развитию абстрактного мышлению и вела к глубокому пониманию времени и пространства, но математические символы не были широко   распространены

у шумер, а геометрия в основном считалась декоративным искусством.

     Развитие письменности, математики, летоисчисления, стандартизация мер и весов были составной частью городского развития. Особую роль играла письменность и условный алфавит, которые широко применялись, как в торговых операциях, так и в управлении провинциями. Письменность считалась незыблемой частью социального порядка, который базировался на персональных правах и научном прогрессе. Иннис утверждал, что общество шумер находило способы урегулировать интересы простых граждан с потребностями всего государства.

     Аккумуляция власти и богатства, а также ускоренное развитие многих шумерских городов были притягательной пищей для множества воинственных племен, находящихся на несравненно более низком культурном уровне, но превосходящих шумер в свирепости и воинском искусстве. С 20 по 18 вв. до н. э. государство Шумер многократно подвергалось нашествию различных захватчиков, которые в период своего правления Вавилоном впитывали культурные достижения и, будучи вытесненными из империи, разносили образцы клинописи по всей территории Малой Азии. Как более передовой способ коммуникации клинопись в свою очередь вытесняла пиктографический шрифт из употребления.

     Первый алфавит появился в северной Сирии приблизительно в 10 в. до н. э. Этому событию предшествовали интенсивные торговые контакты и военные сражения между племенами хитов, населявшими Сирию, а также египтянами, арамейцами и финикийцами. Потребности в коммуникации способствовали унификации письменных знаков и рукописного шрифта. Верхней точкой влияния коммуникации на культурно-историческую эволюцию всего древнего мира стало появление фонетического алфавита.

     Но изобретение алфавита было далеко не единственным достижением древнего мира. Движимые стремлением к расширению своего влияния, сбору богатой дани и захвата невольников, ассирийские цари стремились подчинить себе все большее количество торговых городов. Для этого они выработали эффективную военную организацию, в основе которой была конница. Ассирийцы стали скрещивать сильных азиатских и быстрых африканских коней. Выведя новую породу, они стали нацией наездников, а, применяя вместе с конницей и колесницы, которые способны были везти вначале двоих, а, усовершенствованные к 8 в до н. э. и троих воинов, ассирийцы полностью подчинили себе шумерские города с принадлежавшими им землями, которые стали провинциями новой империи.

     Расширение Ассирии как империи способствовало развитию торговли, которой активно занимались арамейцы. Продвигаясь с товарами из Египта, Сирии и Вавилона далеко на восток, они вместе с финикийцами основали там целый ряд новых торговых городов – Тир, Сидон и Байблус. Финикийцы и арамейцы первыми стали широко использовать фонетический алфавит. Поддерживаемый мир внутри обширной империи способствовал эффективности их торговых операций.   Новая цивилизация была преимущественно имперская, её культура была нацелена на ассимиляцию различных народов, рас и языков. Не поддавшиеся инкорпорации народы и племена были депортированы за пределы империи.

     Внутри ассирийской империи наиболее активным народом были арамейцы. Столкнувшись с тем, что их города-государства были уничтожены захватчиками при вторжении и будучи неспособными создать новые, они активно занимались торговлей   на обширной территории, не вступая в противоречия с установившимися имперскими порядками. В этом им большую услугу оказывали одомашненные в конце 12 века верблюды, из которых стали создавать торговые караваны. При торговых расчетах повсеместно применялись вавилонские меры веса.

     К середине 9 столетия они стали широко применяться по всей Сирии. Арамейцы использовали финикийские буквы и язык, но в северо-сирийском письменном начертании. Клинопись имела параллельное хождение в деловых документах и особенно часто на ярлыках и этикетках различных товаров. К середине 8 столетия в Ассирии получило широкое распространение арамейское начертание букв. На глиняных табличках и керамике стали писать чернилами. В это же время появляется пергамент из кожи как новое средство коммуникации. Очень быстрыми темпами распространяются по империи такие инструменты коммуникации, как ручка, чернила и алфавит. Папирус в силу своей хрупкости был ненадежен, и его применение было ограниченным. Поэтому официальные документы многие администраторы старались писать на пергаменте. Широкое распространение письменности привело к тому, что коммуникация в империи между столицей и провинциями уже осуществлялась на ежедневной основе. Применение нового языка и эффективных средств коммуникации значительно способствовало повышению управляемости в империи.

     Распространение эффективной системы письма, последовавшей за изобретением фонетического алфавита,  оказало существенное влияние на структуру и организацию всей монархии. Но успех в монополизации знаний в её центре имел и оборотную сторону на её окраинах, где люди стремились не столько к усложнению, сколько к простоте языка и письменной речи. Пограничные регионы подрывали выработанную в империи систему письма. Раскопки на Синайском полуострове показали, что семитские племена продолжали длительное время применять преимущественно египетские знаки и символы в силу их большей простоты и понятности. Папирус использовался преимущественно в тех регионах, где глину приемлемого для обжига или высушивания на солнце качества трудно было найти или куда её трудно было доставить. Кроме того, отметил Иннис, вторжение племен захватчиков и разделение порабощенных народов на отдельные друг от друга части способствовало развитию различных систем письма и коммуникации.

     В 10 веке арамейский язык использовался в торговых сделках благодаря его краткому и удобному алфавиту, который был свободен от сложностей клинописи и позволял быстро писать. Иннис утверждал, что он включал цифры, которые были заимствованы в Индии. Этот язык был приспособлен к пергаменту, как новому средству коммуникации. В результате арамейский язык распространился не только по всей Сирии, но и далеко за пределы империи. В конце 8 века он доминировал во всей Малой Азии. В 5 веке он был широко распространен на Ближнем Востоке, использовался в дипломатической переписке Персидской империи и считался официальным языком западных провинций Персии, а к 4 веку он даже стал устным языком многих народов Ближнего Востока.

    Дальнейшее расширение империи при Дарии выгодно использовали в своих целях финикийцы, которые занимались торговлей папирусом через египетский порт Байблус (отсюда пошло название Библии).   Их язык доминировал в Ассирийской империи с 11 по 8 вв. до н. э. Финикийский алфавит многое впитал в свою очередь от клинописи, в частности, применение прямых коротких строчек и слегка изогнутых знаков, которые удобно было чертить на папирусе стилусом. Кисточка для письма производила длинные, но не очень отчетливые знаки, характерные для финикийского письма. Кисточка была приспособлена именно к папирусу, и эти особенности не позволяли её применять для письма на пергаменте, для которого могла подойти только ручка. По мнению Инниса, применение папируса, кисточки для письма и клинописи внесло определенный вклад в изобретение фонетического алфавита, первоначально состоявшего из 22 знаков, обозначавших разные звуки. С его распространением, сразу обозначилась тенденция к упрощению процесса коммуникации. Звуки человеческой речи были разделены на фонетические единицы, для каждой из которых был придуман начертательный символ.

     Финикийцы не обладали какой-либо монополией на знания и не стремились ограничивать в религиозных или других целях развитие литературы или какой-либо иной письменности. Широкое вовлечение в торговлю диктовало необходимость применения единого, простого и удобного рукописного шрифта, понятного разным людям на больших пространствах империи. Они постепенно отказывались от использования дополнительных знаков и детерминативов в интересах скорости и сжатости письма. Коммерция повлияла на широкое распространение алфавита, особенно это стало характерным, когда буквы стали использовать в качестве цифр. Распространение грамотности именно среди провинциальных городов, населенных финикийцами, Иннис объяснил тем, что торговля там, в отличие от столицы, была часто единственным источником существования населения.  Лояльность царям и вельможам люди сохраняли до тех пор, пока те позволяли им свободно перемещать товары и капиталы.

     Гибкий алфавит по контрасту с клинописью, а также иератическим и иероглифическим письмом значительно облегчил кристаллизацию языка и способствовал ускоренному развитию малых городов и небольших общин, чем империи в целом. Устная традиция была дополнена письменной. Влияние Египта проявилось в священном характере письменности и власти слова. По поверьям древних людей, слово – это мудрость. С тех пор –  слово, мудрость, Бог почти тождественные теологические понятия во многих языках.

     С письменной традицией в древнем Вавилоне могла соперничать только архитектура и скульптура. Были выстроены из обожженного кирпича красивые дворцы, храмы, пирамиды в Египте. На юге государства Шумер стали применять колонны, арки, своды, купола. Многие здания шумер поражали путешественников своей величественностью. На севере больше использовалось имперское средство коммуникации – камень. Из него делали скульптуры, на нем гравировали законы. Использовали камень и в обыкновенных постройках. Поскольку религиозные ритуалы все больше включали в свой процесс архитектурные сооружения, то часто на них вместо письменности стали появляться образы – объекты поклонения. Древние пророки и предсказатели все чаще начинают говорить о необходимости всем соблюдать универсальные этические стандарты поведения и все меньше отдают предпочтение кровному родству, что было некоторой оппозицией монархии. Единобожие возникло на волне отвращения к идолопоклонству, вере в священный характер письменности и соблюдения закона.

     Если алфавит появился, как способ приспособиться к языку завоевателей, то распространение религии доминирующей нации протекало ещё более просто. Истории о сотворении мира и потопе были известны уже в Вавилоне, и оттуда появились в других религиях, но уже без излишнего мистицизма. Так же возникла легенда о происхождении человека из смеси крови богов и глины - самого распространенного средства коммуникации в Месопотамии. Человек в ранних теологических системах был создан по образу и подобию Бога. А многие законы, которые были приняты людьми во разных странах, впервые были сформулированы царем Хаммурапи.

     Ранняя литература была продолжением религии. В 850 г до н. э. вышел первый сборник, включавший ранние письменные и записанные устные тексты, которые передавались от поколения к поколению. В Палестине получила широкое распространение поэзия. Иннис обнаружил там такой прием письменной речи как цитирование. Первые письменные тексты повествовали об истории как о воплощении целей Бога. Одним из семитских языков был иврит, на котором была создана ранняя литература, отличавшаяся простотой, энергичностью и лирической силой. Как и другие семитские языки, он был приспособлен к ясному и энергичному  описанию конкретных предметов и событий. Слабые в абстракции, семитские языки имели в распоряжении большое количество синонимов с множеством значений для описания поступков и вещей и больше подходили для поэта, чем для философа. Победу группы семитских языков над множеством других, Иннис объяснил их ясностью, детальностью, что отразило ментальность их древних носителей.

     В 522 г до н. э. начинает возвышаться Персия, когда на трон взошел Дарий 1. Это был типичный восточный деспот, который значительно увеличил размеры своей империи. Особое значение он придавал развитию системы коммуникаций, в которой доминирующую роль играла лошадь. При нем была выстроена сеть дорог длиной около 2 000 км.  с системой почтовых станций. Империя была поделена на сатрапии, которыми управляли сатрап, военный начальник и государственный секретарь, каждый из которых действовал независимо от других и получал приказы непосредственно из столицы.

     Так, по мнению Инниса, уже в древнем мире была сделана попытка решить вполне современную проблему излишней централизации власти. Сатрапы и генералы нанимали на службу писцов из граждан Вавилона, поэтому в деловой документации Персии использовалась клинопись. Слоговое письмо было адаптировано к персидскому языку и писцам, обученными в арамейской традиции. Так персидский язык был записан арамейскими буквами и созданы шрифты «пахлави» и «парфийский». Изменения стимулировали одновременное использование папируса и кисточки или пергамента и ручки.

     Дарий, следуя опыту Лидии, дал указание широко применять для торговых операций в империи золотые монеты. Однако в военных делах персидская империя была менее удачлива. Серия военных поражений от греков завершила относительно небольшой по историческим меркам период возвышения персидской империи. Разгром Александром Македонским Дария 3 поставил окончательную точку в её истории.

     В своей книге «Предвзятость в коммуникации» Г.Иннис вновь вернулся к теме истории коммуникации в Вавилоне. Отметив, что цивилизация в долине между реками Тигр и Ефрат практически не имела характерной для Египта централизации власти и развивалась преимущественно на базе маленьких теократических городов-государств, в которых верховный жрец считался представителем бога, Иннис подчеркнул, что основным средством коммуникации там была глина. Это был тяжелый материал, поэтому он был мало приспособлен для эффективного управления. В результате у шумер было децентрализованное общество. А трудности, возникавшие при письме на мокрой глине, привели к отказу от сложных пиктограмм и введению удобных знаков и символов, получивших название клинопись. Эти знаки были изобретены для экономии времени при письме, и при этом постоянно унифицировались для того, чтобы их понимали в отдаленных городах-государствах. На письменность наложила отпечаток математика, так как шумеры были успешными торговцами. Поэтому их рукописный шрифт носил весьма абстрактный характер.15

    Иннис отметил особую роль Вавилона, как столицы империи, в последующей централизации власти, развитии архитектуры и широком применении камня в строительстве, скульптуре и в качестве раннего средства коммуникации. На камне были выгравированы гражданские законы, унифицировавшие всю империю. Язык завоевателей доминировал в империи над языками завоеванных народов, но в письменности шумер продолжали применяться известные им знаки. Легендарный царь Хаммурапи официальным сделал свой язык, принадлежащий к семитской группе. Он был распространен по всей империи в устной форме, но для письменности использовался начертательный язык шумер - клинопись. Однако завоеватели требовали сделать письменным свой язык. И такая попытка была предпринята на базе опять таки языка шумер, в котором при письме каждый знак означал слово. Одновременно появляется Аккадианский метод письменности, при которой уже не отдельное слово соответствует начертательному символу, а всего лишь слог. Это была более простая и удобная система письма, получившая широкое распространение у образованных слоев, а язык шумер был вытеснен в храмы и стал священным языком жрецов.

     При царе Хаммурапи Вавилон стал довольно развитой монархией с централизованной системой администрации, общим сводом гражданских письменных законов, единой столицей и всеобщим календарём. В империи быстро развивалась торговля благодаря введению единых мер и весов. Торговля способствовала развитию математики с  особым упором на подсчет дробей, поэтому была прията шестидесятичная система, которой до сих пор пользуются в Великобритании, а принятое 24-часовое исчисление суток  остается наиболее точным способом подсчета времени.

     Жрецы Вавилона долгое время защищали свою монополию на знания, которая сохранялась в силу сложности рукописного шрифта, клинописи и иероглифов, что сдерживало развитие в империи политических сил и организаций. Эта монополия была нарушена там, откуда меньше всего можно было ждать какую-либо угрозу – на окраинах империи, где языки народов, находящихся на более примитивной стадии развития, были адаптированы к простой и понятной манере письма. Семитские племена изобрели фонетический алфавит и распространили его по всей Палестине и дальше.16 Доступ к дешевому папирусу и таким средствам письма как ручка, а также использование египетских символов позволили значительно упростить письменные знаки.

     На дальнейшее развитие коммуникации в древнем мире повлияли захватнические войны. Вторжение племен хиксов разделило Аравийский полуостров на север и юг непреодолимой границей и привело к параллельному развитию арамейской и финикийской систем письменности. Арамейский шрифт развивался как язык торговцев на обширной территории и применительно к пергаменту. Финикийский шрифт эволюционировал как способ письма моряков и путешественников и был адаптирован к папирусу. В обоих случаях гибкий алфавит, состоявший из 22 символов, способствовал развитию торговли, финикийских городов и относительно небольших государств, у каждого из которых был свой язык.

     В таких языках, как иврит, письменность служила заменой рисункам и образам, которые были запрещены по религиозным мотивам. В результате письменность эволюционировала в сторону все больше абстрактности, которая в свою очередь развивала универсальность сознания и приучала к универсальной этике во взаимоотношениях в противовес кровному родству, характерному для родоплеменной общности. Возрастает интерес к монотеизму, который явился духовным оружием против абсолютной власти монархии. Законы начинают записываться и распространяться по империи вместе с религиозными текстами.

     Развитие и распространение письменной коммуникации совпало по времени с целым рядом усовершенствований и изобретений в военной области, которые одновременно позволили создать крупнейшие империи на востоке. Персы создали разветвленную систему дорог и почтовых станций, которые обеспечивали бесперебойную связь провинций и столицы. Там же появилось разделение власти на три независимые ветви. Иннис напомнил, что персидские провинции, сатрапии, одновременно управлялись сатрапом, военным начальником и государственным секретарем, каждый из которых отчитывался перед собственным начальником в столице, из рук которого он получил назначение на свой пост. Но излишняя централизация власти оказала плохую услугу администратором. Власти Персии не успевали решать нарастающие трудности на окраинах империи, в Вавилоне, Египте и Иерусалиме, а серия военных поражений от Александра Македонского в 333 и 331 гг. до н. э. привели Персию к окончательному краху. Причину крушений Персии и Ассирии Иннис объяснил тем, что восточные монархи стремились подчинить себе средства коммуникации на всей территории империй, т.е. контролировать пространство, и при этом упустили из вида необходимость контроля за коммуникацией, обращенной во время, которую монополизировали религиозные организации, жрецы и храмы, а вслед за ними и народы, расселенные по краям империй.  Хрупкий баланс между временем и пространством нарушился, и уже ничто не могло предотвратить падение некогда могущественных империй.

 

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

 

     Можно отметить, что канадский и российский исследователи являются специалистами в области массовых коммуникаций, а не истории древнего или  «третьего» мира, к которому в наше время относятся потомки древних египтян и шумер. Однако ученые добросовестно изучили материал, отдаленный от наших дней несколькими тысячелетиями. Иннис написал 2 книги по проблемам коммуникации,  Ученова – около 10. Оба исследователя всю жизнь проработали в крупнейших университетах в своих странах. Они заслужили почёт и авторитет в академической среде, а также приобрели множество учеников и последователей.

     В научном плане у них тоже много общего. Оба, идя в науке собственным путем, пришли к одинаковому выводу о том, что средства массовой коммуникации имели большое значение в культурно-исторической эволюции мировых цивилизаций. Они согласились с тем, что массовые коммуникации сыграли основную роль в важнейших трансформациях древнего мира. Оба ученых четко разделили устный и письменный характер ранней коммуникации. Они сделали особый упор на материальные факторы в эволюции ранних цивилизаций. Такая точка зрения очень близка к марксистской парадигме, доминировавшей в академических кругах в ХХ веке. У В. Ученовой марксизм в оценке явлений исторического прошлого выражен совершенно отчетливо. У Г. Инниса он присутствует скорее как некая общая методология, нежели чем прямое следование марксистской догме.

     В трудах ученых есть и другие различия. Иннис начальный этап коммуникаций относит к Древнему Египту. По мнению Ученовой, влияние коммуникаций на эволюцию общества впервые проявилось в Вавилоне. Иннис первым средством массовой коммуникации назвал египетский лунный календарь, Учёнова – глиняные таблички шумер. Канадский исследователь применял термин «коммуникация», российский – «публицистика». Исследователь из Университета Торонто огромную роль в устойчивом развитии общества отвел свободе коммуникаций. В качестве сдерживающего фактора культурной эволюции общества он назвал государственную монополию на средства коммуникации. Ученова не придала ни одному из названных канадцем факторов ключевого значения.

     Позиция Инниса изложена на обширном историческом материале. Ученова сжато высказала свои мысли о влиянии коммуникации на эволюцию древнего мира. Тщательность и скрупулезность канадского ученого получили широкое признание в мире. Его труды часто цитируют специалисты в различных областях знания. Свернутость и конспективность российского ученого  в этих вопросах была достаточной, чтобы обслуживать профессиональные интересы и потребности на территории бывшего СССР, но для широкого признания такой точки зрения в других странах этого оказалось мало. Авторитет российского исследователя является общепризнанным главным образом в вопросах истории публицистики России, хотя  по этой теме написаны труды и другими крупными учеными.17

     Иннис в рассматриваемых книгах вообще обошел стороной проблемы влияния массовых коммуникаций на культурно-историческую эволюцию России. Лишь побывав в 1945 г. с непродолжительным визитом в стране, разгромившей вместе с союзниками по антигитлеровской коалиции фашизм, он опубликовал «Русский дневник» и  сделал доклады о России на различных конференциях в Канаде. В них известный ученый отразил не только свои впечатления о путешествии из Оттавы в Москву для участия в праздновании 220 юбилея Академии Наук в составе официальной делегации, но и  коснулся некоторых общих проблем массовых коммуникацией. В этих работах он указал на важную роль коммуникации в процессе формирования российского государства.18

     Идеи, которые он высказал в тех публикациях полвека назад, значительно опережали своё время и поэтому не были одобрительно восприняты его современниками. Они стали предметом научного анализа лишь в наши дни.19

     В трудах ученых России и Канады есть и другие общие и разные черты. Вероятно, они проявятся в ходе дальнейшего анализа влияния массовых коммуникаций на культурно-историческую эволюцию общества в Древней Греции, Древнем Риме и средневековой Европе.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 



1 Innis, Harold A. Empire and Communications. Toronto: University of Toronto Press, 1972. Pp. 12-25.

2 В египетской мифологии Тот – бог мудрости, счёта и письма. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. На пиктограммах Тот изображался в виде человека с головой ибиса. Ему приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. «Владыка времени», он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. По поверьям египтян, он записывал дни рождения, вел счет летописи, создал письменность и научил людей счёту. Его атрибут – палетка для письма. Писцы считали его своим покровителем и перед началом работы совершали ему торжественные обряды. Под покровительством Тота  находились архивы и библиотеки. В египетской «Книге мертвых» Тот изображался около весов записывающим результат взвешивания сердца. См.: Мифологический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1991. С. 547.

3 Первоначально древние египтяне для обозначения слова употребляли логограмму. Потом её стали употреблять для обозначения тождественного или близкого по звучанию слова. Последний процесс вел к фонетизации логограммы и превращению её из знака слова в знак определённого комплекса звуков, соответствовавшего двум или нескольким совершенно разным по звучанию словам. В дальнейшем знак, указывающий на слово как на некий звуковой комплекс, начинал применяться не только для сходно звучащих слов, но и для сходно звучащих частей слова. В таком употреблении знак переставал быть чистой логограммой. Указывая на определенное звучание, он передавал ту или иную часть слова – значащую (суффикс, окончание и т.д.) или незначащую  (звуковой отрезок той или иной протяжности, слог и даже отдельный звук). Так у письменных знаков появляется функция настоящих фонограмм, совмещающаяся со старой, логографической функцией. См.: Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1987. С. 240 – 258.

4 Выделяют пять периодов в истории египетского языка: 1) язык Древнего царства (религиозно-магические тексты пирамид и надписи 3000-2200 гг. до н.э.); 2) классический (религиозные тексты и художественная литература, деловые тексты Среднего царства 2200-1600 гг. до н.э.); 3) язык Нового царства (надписи и литературные тексты ХУ1-У111 вв. до н.э.); 4) язык деловых и некоторых литературных текстов, выполненных древнеегипетским курсивом, «демотическим» письмом, после падения Египетского царства (поздний Египет У111-У1 вв. до н.э., господство персов У1-У вв. до н.э., эллинистическо-римский Египет 1У в. до н.э. – У в. н.э.); 5) коптский язык – христианская литература 1У – ХУ11 вв. н.э. (письменность на основе греческого алфавита); Коптский язык остаётся и сейчас культовым в египетской монофизитской (монофиситской) церкви. Монофиситы, от моно… и греч. physis – природа, естество, – сторонники христианского учения, возникшего в Византии в 5 в., трактовавшего соединение двух природ во Христе как поглощение человеческого начала божественным. Благодаря знанию коптского языка Ж.Ф. Шампольону удалось в 1822 г. найти ключ к чтению древнеегипетских иероглифов. См.: Широков О.С. Введение в языкознание. М.: Изд-во МГУ. 1985. С. 177-178.

5 Innis, Harold A. The Bias of Communication. Toronto: University of Toronto Press, 1999. Pp. 34-36; 92-97

6 Первым историческим письмом была пиктография, т.е. картинное письмо. Единицы такого письма – пиктограммы – выцарапывались или рисовались. Пиктографическое письмо имело тесную связь с живописью, т.к. выражало мысль посредством символического изображения лиц, предметов и явлений и сохраняло зрительный образ. Однако пиктограмма отличалась от рисунков тем, что была условна и имела постоянное значение. Часто пиктограмма наряду со схематическим изображением конкретных предметов отражала и условные знаки, обозначавшие отвлеченные понятия. См.: Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. С. 156 – 183. 

7 В поисках ответа на вопрос, когда наступит очередной разлив Нила, египетские фараоны и жрецы начали сопоставлять начало наводнения с видом звездного неба. Ими было замечено, что разлив наступает сразу же после летнего солнцестояния и непосредственно перед этим в лучах утренней зари после 70-суточного периода невидимости появляется ярчайшая звезда неба Сириус-Сотис. На протяжении, по крайней мере, пяти тысяч лет гелиакический восход Сириуса приходился на 19 июля юлианского календаря на географической широте древнеегипетской столицы Мемфиса. См.: Климишин И.А. Календарь и хронология.  М.: Наука, 1990. С. 208 – 225.

8 Египетские фонетические иероглифы обозначают не гласные, но один, два или три согласных звука. В общей сложности древние египтяне использовали около сотни двусогласных иероглифов и приблизительно вдвое меньше трехсогласных  знаков. Двадцать шесть односогласных иероглифов могли использоваться для написания целого слова по одним согласным звукам, но гораздо чаще употреблялись в сочетании с другими типами знаков. За египетскими логограммами, а также за двусогласными и трехсогласными знаками,

обычно следовали односогласные знаки, выполняющие функцию фонетических комплементов. Столь необычное фиксирование на письме одних согласных звуков  отражает строение египетских слов. Древнеегипетский язык, характеризуется таким строением слова, при котором набор согласных звуков остается относительно устойчивым. Корень древнеегипетских слов обычно содержит три согласных звука, и если при грамматическом изменении этого слова гласные звуки тоже изменяются, то согласные, как правило, остаются теми же. Наличие в словах этого четко выделяемого согласного костяка и привело древнеегипетских писцов к развитию фонетических единиц, из которых полностью были исключены гласные звуки. См.: The Cambridge encyclopedia of language / David Crystal – 2nd ed. Cambridge University Press, 1997. Pp. 198-205.

9 Ученова В.В. У истоков публицистики. М.: Изд-во МГУ, 1989. С.22.

10 Innis, Harold A. Empire and Communications. Pp. 26-52.

11 Шумерские писцы употребляли силлабограммы, когда логографическое написание могло быть истолковано двояко. Иногда одна логограмма приобретала несколько значений (явление, известное как полифония); так, логограмма, транскрибируемая как DU, значение которой было "нога", также использовалась вместо GIN, "идти". Чтобы отличать DU от GIN, к последней стали присоединять силлабограмму -па, как в слове GIN-па, где -па передает конечный согласный звук этого слова и таким образом дает фонетический ключ к правильному прочтению логограммы. Слоговой знак, употребляемый в этом случае, называется фонетическим комплементом (дополнением). Еще одним ключом к разгадке шумерских надписей являются детерминативы (определительные слова), которые писались либо перед, либо после другого словесного знака и обозначали, к какому "классу" слов принадлежит данное слово. Так, шумерская логограмма GIS, означающая "дерево", ставится рядом с логограммами предметов, сделанных из дерева; KI, "место", ставилась перед всеми географическими названиями; MUSEN, "птица", перед названиями птиц; DINGIR, "бог", рядом с именами божеств и так далее. См.: The Cambridge encyclopedia of language / David Crystal – 2nd ed. Cambridge University Press, 1997. Pp. 198-205.

12 Особенности шумерского языка, генетические связи которого не обнаружены, где было много односложных слов, а многосложные слова четко членились на составляющие значимые части, облегчили переход от идеографии к письму: каждому значащему элементу языка соответствовал клинописный знак; одновременно употреблялись также дополнительные детерминативы – определители понятийности класса, к которому принадлежало соответствующее слово. Это письмо было заимствовано семитами, которые поселились в южном Двуречье в области Аккад. Семиты писали как по-шумерски, так и на своем языке, получившем название аккадского. В аккадском и шумерском письме 111-11 вв. до н.э. стали употребляться обозначения отдельных слогов. В аккадском письме Вавилонского и Ассирийского царства сочетания слоговых знаков стали иногда употребляться для обозначения целых слов. Однако ни в ассиро-вавилонской клинописи, ни в произошедших от неё письменах не было выработано последовательной передачи на письме звучания. См.: Широков О.С. Указ соч. С.168-169.

13 После заката шумерской цивилизации, приходящегося на начало 2 000 до н.э., в Месопотамии расцвели вавилонская и ассирийская цивилизации. Унаследовав шумерскую культуру, они продолжили пользоваться клинописью для записи своего языка на глине или на других материалах, в частности, камне. Как и шумерская письменность, ассиро-вавилонская (или аккадская) письменность по природе своей является гетерогенной, поскольку наряду с логограммами в ней используются силлабограммы и детерминативы. Ассирийские и вавилонские писцы развили слоговые знаки — фонетические компоненты письма. И хотя они продолжали использовать шумерские логограммы, фонетическое прочтение этих знаков изменилось, поскольку ассирийцы и вавилоняне говорили на разных вариантах восточно-семитского аккадского языка, который не являлся родственным шумерскому и обладал совершенно иной структурой. В аккадских текстах шумерские логограммы часто сопровождались фонетическими комплементами, воспроизводящими конечные звуки написанных аккадских слов. Например, в шумерском языке слово "царь" обозначалось как lugal, а в аккадском как sarrum. Когда логограмма LUGAL появляется в аккадском тексте, она обычно

пишется как LUGAL-um или LUGAL-rum. См.: The Cambridge encyclopedia of language / David Crystal – 2nd ed. Cambridge University Press, 1997. Pp. 198-205.

14 В аккадской мифологии Набу – бог писцового искусства и мудрости, покровитель писцов. К рангу высших божеств Набу причисляется как писец таблиц судеб, иногда он считается их обладателем и тогда наделяется эпитетами Мардука. Набу называют «открывающий источник», «руководитель роста урожая» Символ Набу – писцовый грифель. См.: Мифологический словарь. М.: Сов. Энциклопедия. 1991. С. 383.

15 Innis, Harold A. The Bias of Communication. Pp. 36-41; 97-105

16 Языковая принадлежность первых творцов чисто звуковых (слоговых) письмен неизвестна, по-видимому, создатели первых неиероглифических письменностей не были ни семитами, ни индоевропейцами, имели агглютинативный язык с открытыми слогами. Каждый знак в древнейших звуковых письменностях обозначал простой открытый слог. В Угарите в языке которого, как и во всех семитских, корень имел консонантную структуру, а огласовка представляла служебный трансфикс, письменные знаки приобретали значение только согласных, огласовка не обозначалась. В таком звуковом, слоговом по происхождению, письме обозначались только основы слов, а гласные трансфиксы опускались. Этот первый в мире консонантный алфавит имел 30 клинописных знаков, а его поздний вариант – 22. См.: Широков О.С. Указ. соч. С.170-172.

17 Будовниц И.У. Русская публицистика ХУ1 века. М.Л.: Изд-во АН СССР, 1947.

18 Innis on Russia The Russian Diary and Other Writing by Harold A. Innis. Edited with a Preface by Prof. William 

   Christian, University of Guelph. Toronto: University of Toronto Press, 1981.

19 Архипов С.В. Русский дневник Гарольда Инниса. В кн.: История и философия культуры: Актуальные проблемы. Выпуск 7 / Под ред. С.В. Архипова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2004. С.13-30.

 

 

 

 

H

 

Hosted by uCoz